После запричастного стиха оба Владыки вышли к своей пастве и обратились со словами архипастырского наставления.
«Господь привел всех вас на Гомельскую землю, – сказал архиепископ Стефан, – чтобы, совершив Божественную литургию, причастившись Тела и Крови Господней, мы тем самым могли засвидетельствовать единство нашей Святой Апостольской Церкви, свое уважение, терпение и любовь друг к другу, наши добрые дружеские и братские отношения. Cегодня мы вспоминаем трагические события гибели царской семьи, за которыми последовала гражданская война, когда брат пошел против брата, а сын против отца. Сейчас на нашей общей Родине, дорогой моему сердцу Украине, а я сам родом из Черниговской области, идет война, противники Церкви Христовой пытаются разрушить Её единство, расшатываются устои государственности и морали. И мы рады в такое трудное время принимать вас на нашей святой Белорусской земле, где много поколений праведников и подвижников потрудилось для утверждения веры Христовой. Благодарю Вас, дорогой Владыка, и Ваших спутников за общую молитву, за принесение бескровной жертвы, за наше единство во Христе в Святой Апостольской Церкви»
Его Высокопреосвященство в свою очередь сердечно поблагодарил владыку Стефана за теплый прием и замечательную возможность посетить древнюю Гомельскую землю, поклониться её святыням и вознести молитвы ко Господу и Царице Небесной за мир и благополучие на родной украинской земле и, в частности, сказал:
«Сегодня мы слышим и апостольское, и евангельское чтение о любви. «Откуда узнают люди, что вы Мои ученики? – обращается Христос к Своим апостолом. И отвечает: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Мы совершаем этот паломничество, чтобы засвидетельствовать этому миру нашу любовь, нашу верность и преданность Христу. Что может быть выше любви? Как мы можем засвидетельствовать, что мы являемся членами Единой, Святой, Апостольской Церкви? Конечно, только через любовь и через таинство Евхаристии. На нашей Родине идет война. Можно много спорить о её причинах, но бесспорным может быть только одно – человек забыл Бога и погряз в грехах, не желая в них каяться. Человек сделал свой выбор: либо идти за Богом, либо против Бога. И те, кто сегодня у руля, выбрали жизнь без Бога. Ради своей земной выгоды, ради временных удовольствий они лишают и себя и весь свой род жизни вечной. Господь никого против воли в Царствие Небесное не тянет. Только наша воля нужна для этого, наше желание и стремление. Поэтому, подкрепляясь сегодня духовно, мы должны попросить у Царственных мучеников и страстотерпцев, находящихся у Престола Божьего, милости Божьей, терпения, мужества и твердости в вере. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Христос. Нас сегодня больше собралось во имя Христа. И я уверен, что сегодняшняя молитва будет услышана Богом и ради этой молитвы Господь будет нас миловать».
За время пребывания на Гомельской земле участники паломнического автопробега смогли приложиться к мощам преподобной Манефы Гомельской, которые покоятся в кафедральном соборе, святого праведного Иоанна Кормянского, посетить монастырь его имени и Свято-Никольскую обитель.
Свято-Никольский мужской монастырь в Гомеле
Полесская церковь – так называют гомельчане храм святителя Николая Чудотворца, знакомый им с детства, храм старый и намоленный; храм, ставший в годы атеистического лихолетья единственной пристанью для души православного христианина.
У Никольского храма есть своя история, которая переплелась с историей нашего многострадального народа и судьбами верующих гомельчан.
31 марта 1900 года по инициативе железнодорожных служащих Полесскойж.д. было учреждено попечительство, собиравшее добровольные пожертвования верующих на построение каменной церкви святителя Николая – покровителя путешествующих. Среди жертвователей оказались очень известные люди: св. прав. отец Иоанн Кронштадский, приславший средства на строительство и поддерживающий попечительство своими молитвами, княгиня Ирина Ивановна Паскевич-Эриванская, подарившая участок земли для возведения церкви, и другие. Станислав Данилович Шабуневский спроектировал храм, и через четыре года, 22 октября (4 ноября н. ст.) 1904 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Никольский храм был освящен.
Через сто лет, 8 декабря 1994 года по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха (Станкевича) (+2012), при Никольском храме был основан мужской монастырь, наместником которого стал назначенный владыкой архимандрит Антоний (Кузнецов) (+2014). Вокруг него собралась братия, организовался братский хор, приходское богослужение постепенно приобрело черты монастырского – и начала налаживаться монашеская жизнь, придерживающаяся устава Троице-Сергиевой Лавры.
Монастырь сегодня – это целый комплекс с двумя храмами святителя Николая Чудотворца и крестильным св. преп. Дионисия Радонежского, три колокольни, просфорня, иконная лавка, административно-братский корпус с монашескими кельями, трапезная, аудитория для проведения занятий с детьми и взрослыми, некрополь. В монастыре подвизается 8 монахов и 4 послушника. Настоятель обители – правящий архиерей. Наместник – архимандрит Амвросий (Шевцов).
В обители особо почитается чудотворный список с иконы Божией Матери «Козельщанская», переданный последней настоятельницей Козельщанского монастыря игумениейФеофанией (+1968). Он размещен над царскими вратами и опускается для полонения верующих.
Главной святыней Никольского монастыря является список Козельщанской иконы Божией Матери, установленный над Царскими вратами Никольского храма. Эта икона была келейной иконой игумений Козельщанской обители. Игуменья Феофания (Зонова), последняя настоятельница Козельщанского монастыря, незадолго до своей смерти передала эту икону на хранение архимандриту Антонию (Кузнецову), который был преданным почитателем этого образа. 19 февраля 1997 года в Никольском монастыре было учреждено пение акафиста в честь Козельщанской иконы Божией Матери за вечерним богослужением еженедельно по средам.
В монастырской летописи под 9 июня 1999 года есть запись: «В сей день рачением настоятеля – отца архимандрита Антония, в иконостасе над Царскими вратами была устроена Козельщанская икона Божией Матери, спускаемая для поклонения». С этого времени на вечерних службах каждую среду, субботу и воскресенье, а также после воскресной поздней литургии, Козельщанская икона опускается для поклонения верующих. Многие богомольцы из усердия, по обету или в благодарность за исцеления жертвуют на икону различные украшения.
Каждый воскресный вечер в Никольском монастыре совершается вечернее богослужение с пением акафиста святителю Николаю. Во время этого богослужения для верующих выносится икона святителя с частицей мощей. Эту частицу передали монастырю известные церковные благотворители братья Сергей и Петр Короткевичи 19 ноября 2006 года.
Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь
Расположен примерно в 45 км от Гомеля в деревне Корма. Главная святыня — мощи святого праведного Иоанна Кормянского. При обители имеется гостиница для паломников. Первое упоминание о Корме относится ко второй половине XVII столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году. В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние и было решено строить новый каменный храм.
Первоначально его строительство планировалось на месте старого, но протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь Сам указал место нового храма. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету прозорливого старца: в центре деревни, на бугорке, вечером сами собой загорались свечи, там и решили строить храм.
В 1907г. вместо обветшавшей церкви здесь был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При храме имелась библиотека, было создано народное училище.
Богослужения в Свято-Покровской церкви совершались до 1926 года, потом она была закрыта. Здание сначала использовалось как зерносклад, в 1941 году при отступлении советской армии — как госпиталь, а во время оккупации немецкими войсками — как конюшня. В послевоенные годы в Корму из д. Серовка часто приходила блаженная Евфросиния. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье», а местным жителям часто повторяла: «Корма — монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».
Во время хрущевских гонений с церкви были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. В 1990 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет), ныне архиепископ Гомельский и Жлобинский. В 1991 г. им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича. Святые мощи были перенесены в Корму и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.
Алтарницами храма в то время были монахини Феодосия и Сергия, которые в 1991 г. приняли постриг. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия (почившая в июне 2006 года в возрасте 100 лет) помнила, как в детстве видела отца Иоанна. Именно ей, когда она молилась на клиросе во время Божественной литургии, было видение праведного Иоанна Кормянского, входившего в алтарь.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Синод единодушно определил причислить протоиерея Иоанна Гашкевича к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
В 2000 г. Свято-Покровский приход в Корме был преобразован в Кормянский Свято-Иоанновский женский монастырь.
ЖИТИЕ ПРАВЕДНОГО ИОАННА КОРМЯНСКОГО
Родился праведный Иоанн в семье священника Свято-Покровской церкви д. Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии, тоже Иоанна, Гашкевича в ночь на 7 октября (ст. ст.) 1837 года. Был крещен с именем Иоанн – «благодать Божия» — в честь апостола любви Иоанна Богослова. Его будущее служение было предопределено Господом и открыто родителям еще до его рождения. Однажды, когда мать будущего праведника, как обычно, молилась в храме на службе, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у него (ребенка) взять благословение, но не доживу».
С этого дня родители знали, что у них родится второй сын и тоже станет священником. (Их первенец Николай также повторил судьбу отца, окончил Могилевскую семинарию и служил священником в городе Ветка). С ранних лет (уже в 4 года) Иоанн вместе с братом помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной с отрочества стали главными чертами отца Иоанна.
По окончании церковноприходской школы он успешно учится в духовном училище, а затем поступает в Могилевскую Духовную семинарию. В 1859 году, по окончании семинарии, по Промыслу Божию его направляют законоучителем в церковноприходскую школу д. Огородня, где он знакомится с девицей Марией, дочерью покойного иерея Никольской церкви Филиппа Трусевича. В 1862 году после праздника Крещения Господня они венчаются, а вскоре, 24 февраля, ПреосвященнейшийЕвсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский и Мстиславский рукополагает Иоанна Гашкевича во иереи и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачевского уезда. Молодой 25-летний иерей Иоанн с матушкой Марией приехали на новое место в канун Великого поста, и это символически отразило их дальнейшую жизнь в молитвах и трудах, покаянии и посте. За 14 лет в д. Шерстин в семье Гашкевичей родилось четверо детей: трое сыновей – Михаил, Игнатий, Симеон (Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий – псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии – учительница церковноприходской школы).
В конце 1876 года, по случаю освобождения священнического места в д. Огородня Гомельского уезда, 39-летний иерей Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь. Прошение было удовлетворено, и семья возвратилась в Огородню, теперь уже насовсем. Храм, посвященный перенесению мощей святителя Николая, становится местом усиленного молитвенного подвига отца Иоанна. На этом месте служения в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника.
На новом приходе батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек. Недвижимой собственности он никогда не имел до конца своих дней, а проживал в церковном домике рядом с церковью. Жена Мария в Огородне родила ему еще троих детей: дочь Анну и сыновей Платона и Иоанна (тоже стали священниками). После рождения младшего сына Иоанна (в 48 лет) отец Иоанн-старший исполнил свою мечту: посетил Киево-Печерскую Лавру и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни, и уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего Богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. На Богослужение к нему приходили люди из разных деревень, чтобы насладиться в храме явной благодатью, которая присутствовала там вместе с добрым пастырем.
Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяны. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови, и это предсказание его сбылось.
Многим батюшка помогал и словами совета, и молитвами, и делами, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. За годы своего служения отец Иоанн исполнял ответственные послушания: три года подряд был духовным следователем в Благочинии, 12 лет – членом Благочиннического совета; в 70 лет был возведен в сан протоиерея. Был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, в 1906 году – орденом Святой Анны ІІІ степени, в 1912 году – орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В том же году отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения своему младшему сыну Иоанну.
Земная жизнь святого праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 года. Батюшка не дожил до октябрьской революции, но предсказал ее. Еще он предсказал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру – солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». И, действительно, в час кончины батюшки был ясный погожий день. Сыновья-священники Симеон, Иоанн, Михаил и Платон омыли дома тело старца и перенесли его в храм. Три дня прощались люди со своим пастырем. Свято-Никольская церковь не закрывалась ни днем, ни ночью. Священнослужители из ближних деревень прибыли на погребение собрата во Христе. Были совершены две Литургии, после них – панихиды. На третий день, при стечении духовенства округи и множества народа, был совершен чин погребения. Гроб с телом почившего батюшки Иоанна под звон колоколов и пение «Помощник и покровитель» обнесли вокруг храма и опустили в могилу, с правой стороны от алтаря. Так протоиерей Иоанн Гашкевич, достойно завершив свой земной путь, перешел в Царство Небесное.
В июле 1991 года его нетленные мощи были обретены и перенесены в деревню Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Покровской церкви. На этом месте стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.
9 сентября 1997 года мощи были извлечены из-под спуда и поставлены в Покровском храме деревни Корма. Став местом паломничества, Покровский приход в 2000 году был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь.
31 мая 1998 года протоиерей Иоанн Кормянский (Гашкевич) был канонизирован в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении отца Иоанна Кормянского.
Некоторые случаи чудесной помощи отца Иоанна, записанные в Кормянском монастыре матушкой Софией (в начале марта 2006 года)
- Лет пять назад приезжала в Корму раба Божия Любовь из Витебской области. У нее был запущенный рак груди. Она очень поздно обратилась к врачам, и, по их словам, опухоль лечению не поддавалась. Любовь молилась у мощей праведного батюшки Иоанна, приобрела его иконку, освященное масло и рукавичку. Приехав домой, каждый день она стала читать тропарь батюшке Иоанну, смазывать больное место маслицем от мощей и прикладывать рукавичку. Через неделю на врачебном осмотре обнаружилось, что опухоль прошла.
- Крестная дочь Любови, ученица девятого класса, жила в интернате и дружила с юношей Вадимом, с которым вместе училась. Однажды у Вадима на лице и руках появилась экзема, причем корка образовалась такая, что врачи ничем не могли ему помочь. Одноклассники смеялись и говорили ему: «Если ты выздоровеешь – мы поверим, что Бог есть». Узнав об этом, Любовь передала Вадиму масло и рукавичку от мощей праведного Иоанна Кормянского. Юноша стал молиться батюшке Иоанну, каждый день читал ему тропарь и кондак, смазывал освященным маслом лицо и руки, прикладывал рукавичку. Через несколько недель мучившая его экзема прошла. 31 мая, в день канонизации отца Иоанна Кормянского, Вадим принял Святое Крещение.
- Из Гомеля приезжала семья с двумя дочками. У одной из них, четырехлетней Вики, была больная печень, и девочка часто лежала в больницах. У мощей батюшки Иоанна мама сказала ей: «Доченька, ты попроси отца Иоанна, чтобы он дал тебе здоровья». И Вика по-детски попросила: «Батюшка Иоанн, ты меня исцелишь, ладно? Хорошо, батюшка Иоанн?» И по вере ее Господь послал ей исцеление.
- Однажды в Корму приехал с семьей священник одного из сельских приходов, отец Сергий. Его сын Илюша, лет пяти, был болен эпилепсией, не мог ни говорить, ни ходить, и в храм батюшка занес его на руках. Они пробыли в Корме три недели, слезно молились у мощей, каждый день причащали сына. И ребенок постепенно начал ходить, говорить – сначала «мама», а потом и другие слова. Ильюша оказался живым, подвижным и смышленым мальчиком. За несколько приездов в Корму он исцелился совсем.
- Из Гомельской области приехала семья, в которой была дочка лет четырнадцати. В девятом классе она заболела эпилепсией. Родители, невоцерковленные люди, обращались и к врачам-психиатрам, и к «бабкам». В результате «лечения» девочке стало настолько плохо, что она постоянно крутилась вокруг себя: ей казалось, что вокруг нее бездна, она боялась в нее свалиться. В Корму семья приехала вечером. Так как к исповеди и причастию они были не готовы, утром побыли на службе, помолились у мощей и уехали. Через месяц, приехав вновь, рассказали, что на следующий день после Кормы их дочь выздоровела. Теперь она занимается домашними делами, вяжет, вышивает – и опять стала обычным ребенком.
- Праведный Иоанн Кормянский помогает и в таких тяжелых недугах души, как пьянство, курение, наркомания. Так, человек лет 30-ти по имени Николай долгое время был одержим страстью наркомании. По молитвам батюшки Иоанна Господь его исцелил. Раб Божий Александр вылечился от пьянства, а одна паломница, много лет курившая, наконец, оставила эту привычку.
- Самый поразительный случай был рассказан на проповеди летом 2004 года архимандритом (теперь – архиепископом Гомельским и Жлобинским) Стефаном. Из Минска в Корму приехал молодой человек. Он был в сильнейшем отчаянии – по словам врачей, жить ему оставалось лишь несколько месяцев, так как проведенные неоднократно анализы показывали наличие у него вируса СПИДа. Молодой человек молился как мог, слезно просил батюшку Иоанна о помощи. Вернувшись в Минск, пошел сдавать анализы. Вируса СПИДа в крови больше не было.
Преподобная Манефа Гомельская
Родилась Мария (так до принятия пострига звали матушку) 1 апреля 1918 года в деревне Севрюки под Гомелем в семье Владимира и Гликерии Скопичевых. С самого рождения она несла возложенный на нее Господом крест тяжелого недуга—девочка родилась с церебральным параличом. Как рассказывает житие преподобной, еще в детстве в ночном видении ей были показаны две дороги и сказано: «По левой пойдешь—спокойно жизнь проживешь, по правой—скорбеть будешь…». Богомудрая Мария выбрала тогда правый, скорбный путь.
Мария, не обращая внимания на свой недуг, старалась помогать матери в работе по дому, научилась превосходно кроить и шить одежду. Окружающие любили девочку за добрый нрав и золотое сердце. С ранних лет Мария полюбила молитву, чем очень отличалась от своих сверстников. Часто на маминых плечах добиралась Мария в женский монастырь в Ченках на праздничное богослужение или просто для молитвы. Встречаясь с девушкой, игуменияЧенковского Тихвинского монастыря Поликсения всякий раз звала ее к себе в обитель. Мария много молилась, прежде чем решиться на уход в обитель. Девушка приняла монашеский постриг в малую схиму 19 августа, в день Преображения Господня.
Несмотря на телесную немощь, матушка смиренно подчиняется воле Божией. Святая непрестанно молилась, строго постилась, рукодельничала, была образцово послушной и вскоре приняла постриг в великую схиму, который совершил один из последних Оптинских старцев схиигуменМакарий, ставший духовным отцом схимонахини Манефы. Перед своей кончиной он поручил ее иеросхимонаху Артемию (Потоцкому).
С началом Второй мировой войны схимонахиня Манефа поселилась в деревне Вишневка Терниченского сельсовета в семье верующих престарелых супругов Кизёвых. Господь отметил преподобную даром прозорливости. Во время войны на крестных ходах, которые совершались в деревне с молитвой ко Господу об ограждении воинов от смерти, матушку Манефу нередко спрашивали о судьбе мужей и отцов. Старица открывала женщинам долю их близких, хотя иногда, щадя вдову, умалчивала о смерти мужа-воина. Так, она не сообщила имеющей большую семью Стефаниде правду о гибели ее супруга-кормильца. Анне Мироненко святая часто говорила: «Молись, молись за мужа». Он был в плену в Бельгии и вернулся живым.
После войны матушке Манефе пришлось вернуться в родительский дом, где остался без присмотра еще не ставший на ноги и нуждавшийся в помощи племянник. Часто в первые послевоенные годы у преподобной из еды была только подогретая на плите вода. Матушка совсем ослабела и уже ожидала скорую голодную кончину, когда вдруг из далекой Вишнёвки по глубоким сугробам добралась к ней Анна Мироненко с сухарями. Приняв их как из руки Божией, преподобная сказала Анне: «Отныне не сойдет хлеб со стола твоих детей и внуков».
Ченковский монастырь разогнали, но живущая в миру схимонахиня Манефа по-прежнему помогала людям и своей святостью привлекала к себе страждущих односельчан и людей из дальних мест. Указания не старой годами старицы были ясны и действенны. В ее словах была такая убедительность и благодатная сила, что мало кто сомневался в матушкиных советах, которые указывали правильное направление на жизненном пути, приводили людей к вере или сильно укрепляли ее.
Преподобная видела, кто и с какими помыслами идет к ней. С людьми говорила просто, ровно, никогда не повышая голоса. Могла сказать незнакомым ей прежде людям о самом сокровенном в их душе, рассказать о прошлом, предсказать будущее, дать безошибочно полезный совет. По молитвам матушки Манефы совершались также и исцеления. Старица была искренней бессребренницей, но, имея благословение схиигуменаМакария, с благодарностью принимала то, что ей настойчиво давали во славу Божию, и кормила совсем неимущих и приходивших издалека. Преподобную посещали все, имеющие духовные и телесные нужды—и священники, и миряне. Приходили даже совсем неверующие люди и, познавая силу молитв преподобной, искренне обращались к Богу.
Господь не оставлял без помощи и поддержки немощную телом, но просвещенную Духом Святым схимонахиню Манефу. Долгое время с ней жили монахини Анна и Фотина, которые вели по-монашески скромное матушкино хозяйство. В большой духовной дружбе с преподобной был пострадавший за веру Христову и побывавший в ссылках в Сибири ее духовник, иеросхимонах Артемий (Потоцкий), служивший в Довске. Отец Артемий направлял к матушке Манефе многих людей, нуждающихся в благодатной духовной помощи.
Господь послал схимонахине Манефе духовного сына—прибывшего в Гомель глубоко верующего фронтовика-офицера Николая Маличева. Он временно определился на жительство у схимонахини Серафимы и, прослышав о прозорливости матушки Манефы, пришел к ней, чтобы получить исцеление от мучивших его недугов. Пристально оглядев его, преподобная коротко и твердо сказала: «Будешь священником». Раньше у Николая в глубине сердца уже проскальзывала мысль о пастырском призвании. Оставив работу, он переселился к прозорливой матушке, принял монашество от схиигуменаМакария и вскоре был рукоположен во иеромонаха. Отец Николай выстроил двухкомнатную деревянную пристройку для приезжих, летнюю кухню и соорудил матушке коляску. Так образовался небольшой монастырь, в котором спасались духовник-священник, старица-схимонахиня и монахини Анна и Фотина.
Между приемом паломников, духовных чад, молитвой и богослужением матушка шила, занималась вышивкой или штопала. Наволочки, постельное белье, носки, покрывала—все у нее было чисто, опрятно и аккуратно заштопано. Во время шитья монахиня Анна читала вслух преподобной ее любимые псалмы—26, 50, 90; 17-ю кафизму или всю Псалтирь. Летом старица сидела во дворе, шила или вышивала, одновременно принимая приезжих. Почти все свои средства матушка отдавала на монастырь. Угодница Божия никогда никого не упрекала и не укоряла в грехах. Ее спокойное лицо выражало искреннее сочувствие, любовь, доброжелательность и жизнерадостность. Матушка советовала почаще читать от нападения врагов 50-й псалом «Живый в помощи» и (как она ее называла) «довоскресную» молитву.
Подвижница прозорливо рассказала отчаявшейся от скорби по умершему 26-летнему сыну Марии всю ее жизнь, ведь женщине хотелось знать причину смерти сына (она впадала в отчаяние, т.к. во всем винила себя). Матушка Манефа успокоила Марию, сказав: «Все по воле Бога. Бог спас его и твою душу от погибели. И уповая на милость Божию, становись на молитвенное служение, принося покаяние за себя и за сына». Со временем эта женщина стала помощницей преподобной, всегда ощущая при этом ее молитвенную поддержку. Сейчас Мария, приняв монашеский постриг, является старостой благолепно восстановленного Гомельского Петро-Павловского кафедрального собора.
В начале 1950 года в дом к матушке Манефе пришла и стала ее духовным чадом 26-летняя Любовь Мисько, работавшая заместителем начальника почтового отделения. Как-то на нее напал грабитель. Девушка оказала сопротивление. Преступник скрылся ни с чем, а Любовь целый год провела в больнице (он несколько раз ударил ее по голове металлическим прутом). Головная боль не прекращалась и была столь сильной, что девушке пришлось уволиться с работы. С помощью матушки она впоследствии смогла устроиться на работу.
Матушка Манефа тяжело болела. Между складками кожи у нее были постоянные язвы, которые почти не заживали и все время гноились. Все тело было покрыто струпьями. Любовь отдирала корки на теле старицы, часто меняла повязки. Какое мужество надо было иметь, чтобы терпеть такую боль! Преподобная только однажды заплакала, когда в доме протоиерея Василия Копычко его супруга, увидев причину ее страданий, очень испугалась. Вскоре она отвезла старицу к врачу, который, осмотрев раны, с состраданием спросил: «Как вы это терпите?» По назначению врача Любовь Мисько каждые 15 минут меняла матушке повязки с лекарством, а Мария Богуш возила их в Гомель и стирала. Однажды преподобная спросила у иеросхимонаха Артемия, почему она так болеет. Священник ответил: «Господь дает болезни для терпения, чтобы в Царствии Небесном была б?ольшая слава».
Когда указом митрополита Антония (Мельникова) отец Николай был назначен настоятелем Свято-Никольской Кривской церкви, все силы и средства матушки Манефы стали направляться на ремонт этого храма. Все духовные чада старицы помогали в ремонте и украшении церкви. И вскоре в храме по воскресным дням и праздникам стала совершаться Божественная литургия. Храмовые иконы были украшены рушниками, собственноручно вышитыми преподобной Манефой.
Несколько раз матушка видела во сне Божию Матерь. Эти видения были совершенно ясными и сопровождались неописуемым благоговением к Пречистой. Богородица всегда говорила угоднице: «Обращайся ко Мне в молитвах». Сердце преподобной при каждом посещении Божией Матери трепетало и готово было растаять от блаженства. Люди часто обращались к священникам с просьбой отслужить акафист Богородице в честь Ее иконы «Скоропослушница». И те никогда не отказывали, так как знали, что это благословение старицы.
Во время краткого ночного отдыха, когда матушка Манефа оставалась одна, ее посещал в видениях уже почивший ее духовник иеросхимонах Артемий, который продолжал ограждать свое чадо от вражеских искушений. Он давал духовной дочери указания, делал замечания, а также велел неусыпно следить за духовным восхождением отца Николая. Являвшемуся старцу преподобная жаловалась на обездвиживавшую ее и все сильнее сковывавшую стан и ноги болезнь и сильное общее недомогание, плакалась, что совсем изнемогла от земной жизни, жаловалась, что отец Николай бывает с ней в большом несогласии и очень этим ранит, на что духовник отвечал: «Все святые терпели, и тебе надо терпеть. Пей святую водичку и терпи». Еще батюшка говорил, что старица нужна иеромонаху Николаю, ибо ему без угодницы Божией будет худо. Давал иеросхимонах Артемий матушке Манефе и очень действенные советы для посещавших ее больных.
Нередко ко преподобной наведывались ночью принимавшие образ разных людей злые духи, угрожая ей или требуя, чтобы подвижница не помогала отцу Николаю и другим духовным чадам. Матушка прогоняла их прочь своими намоленными шерстяными четками, от взмаха которых вражьи посланники тут же исчезали. Много нападок терпела угодница Божия и от потакающих демонам людей. Некоторые из них позже каялись в своих злых поступках. С разной целью приходили к матушке Манефе люди: кто искал помощи Божией, а кто приходил как к гадалке. И к каждому у нее был свой подход. Кто не вразумлялся и не верил Матери- Церкви, того она оставляла без ответа. А всем остальным давала полезные духовные советы: одним говорила помолиться Божией Матери, другим—святителю Тихону Задонскому, и все благодаря наставлениям старицы непременно получали просимое. Помогая друг другу и духовно возрастая, вокруг преподобной объединились люди различных возрастов, занятий и судеб.
Люба Мироненко знала матушку Манефу с детства. Закончив школу, она решила учиться дальше. Но при поступлении в технический вуз не набрала нужного балла. Расстроенная, она пришла к матушке, а схимонахиня Манефа сказала: «Мне нужно, чтобы ты меня лечила. В медучилище поступишь». «Но туда трудно поступить»,—возразила Люба. «Тебе сами предложат помощь», — ответила преподобная. Так по матушкиным словам и случилось. Знакомые неожиданно предложили помощь в поступлении в медучилище. Старица наставляла: «Первый жених от Бога—первого купца не надо менять». Познакомившись с парнем, Люба с сестрой пришла к матушке и рассказала, что и дом у ее жениха есть, и сестра настаивает. «Это не твой жених.—пророчески произнесла матушка.—А хата тебе вылезет боком». Но Любе было жалко бросать высокого статного парня-красавца. Матушка ушла к себе и долго молилась, а Люба с сестрой ждала. Ждала 8 часов, а потом и всю ночь. В 5 часов утра угодница Божия вышла, произнесла: «Неси покорно свой крест» и благословила на брак.
При необходимости матушка Манефа прозорливо указывала молодым людям подходящих жениха или невесту. Ищущим благословения свыше будущих супруга или супруги она советовала обращаться к Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу—по 12 раз читать утром и вечером «Богородице, Дево» и тропарь угоднику Божию «Правило веры…». Все, кто слушал советы старицы, всегда были счастливы в браке и приезжали благодарить ее. Бывали случаи, когда преподобная обличала ближних в самых малых (по-человечески понятных) тайных мыслях и поступках. Собираясь как-то навестить матушку Манефу, верующие купили себе по пути яйца. Что-то они отложили для схимонахини, а остальное укрыли под кустом, чтобы не обнаруживать свой преизбыток. Получив наставление, собрались уходить, и матушка сказала им: «Вы не забудьте забрать под кустом свои яйца».
Сердце старицы было особо расположено к людям смиренным. Однажды матушку собралась навестить Татьяна, ставшая позже матушкой Еванфией. Шла она к преподобной и очень робела, да еще к тому же две девушки, которые тоже шли к схимнице, стали уверять ее, что матушка никого не принимает. Татьяне очень хотелось видеть угодницу Божию, и она стала творить про себя молитву. «Бог даст, может и примет»,—думала она, пропуская впереди себя девушек, которые уверенно шли к матушке, т.к. были с ней знакомы. Но преподобная отправила их на послушание, а Татьяну пригласила помолиться с ней. После молитвы матушка Манефа, внимательно выслушав пришедшую, дала ей душеспасительные советы. Удрученных и унывающих от трудностей жизни святая укрепляла примерами подвигов людей, пострадавших за веру. Она говорила: «Дорогие мои, что нам жаловаться на нашу долю? Бог нас питает, дает нам жилье. Никто нас не гонит, не мучает. А вспомните всех тех, кто пострадал за веру, вспомните Иисуса Христа!».
Любило и уважало матушку белорусское духовенство. К ней ездили за советом из Гомеля священники Михаил Мандрик, Стефан Гладыщук, Феодор Харик, из Мозыря—отцы Василий Тур и Петр Повный (ныне архимандрит Феодосий), а также все их близкие и родные. Кроме кривской церкви преподобная посещала Свято-Никольский храм в Гомеле и регулярно приступала там к принятию Святых Христовых Таин.
В январе 1984 года ослабевшая телом схимонахиня попросила, чтобы ее вывезли во двор на свежий воздух. Вдруг откуда-то налетели птички и стали петь чудную песню. «Птицы Богу Небесному молятся»,—сказала в радости матушка Манефа. А ночью во сне ей явился отец Артемий и сказал, что птицы пели к ее смерти. Святая стала спрашивать о времени своей кончины, но батюшка ответил, что Богу не угодно открыть ей это, ведь каждый, кто знал старицу, захотел бы с ней проститься, а ей это было бы уже не по силам. Все, кто был близок в тот момент преподобной, по очереди дежурили у ее постели. Перед разлучением души от тела в глазах матушки Манефы на минуту застыл страх от видения пришедших напоследок состязаться с ней врагов спасения, но, увидев потом небесное свидетельство к ней милости Божией, она умиротворенно почила 12/25 февраля 1984 года.
На погребение схимонахини Манефы приехали все, кто знал и любил ее, как свою молитвенницу и матерь. Никто не мог удержаться от слез: ни священники, ни простые люди. Все понимали, что ушла в вечность великая избранница Божия. Все молились: «Великий Боже! Прими душу усопшей рабы Твоей схимонахини Манефы в вечные селения Твоя! Введи в Твою Небесную вечную Славу». Матушку похоронили на сельском кладбище в Севруках и установили на могиле скромный крест с фотографией и датами рождения и отшествия к Богу.Далеко находится кладбище от деревни, но тропа к месту погребения подвижницы никогда не зарастала. Помянуть ее и испросить молитвенной помощи приходили и до сих пор приходят многие люди. Не забывают верные чада свою матушку, приносят преподобной печали и радости, просят о помощи и по молитвам схимонахини Манефы получают исцеление и помощь. Не забывают свою матушку и севрюковцы. Давно выросло новое поколение, но местные жители бережно хранят память о праведной землячке, угодившей Богу и ближним.
Начиная с 2005 года священники Петро-Павловского кафедрального собора сначала еженедельно, а затем и ежедневно, служили на могилке матушки панихиды, а 11 августа 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского протоиереем Иоанном Ленделом, священниками Евгением Трусиловым, Михаилом Дроздовым, Владимиром Петручиком и Алексием Морозом было произведено вскрытие захоронения и обретение честных останков преподобной Манефы. Оставшиеся нетленными ее честные мощи издавали тонкое, но хорошо ощутимое благоухание. Честные останки извлекли из покоившей их двадцать два года земли, поместили в новый гроб и перевезли в нижний храм в честь равноапостольной Марии Магдалины, расположенный под кафедральным собором.
18-20 сентября 2006 года мощи были освидетельствованы и облачены для помещения в раку. Теперь в Гомельском кафедральном соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла не только находится принадлежавшая схимонахине Манефе икона Божией Матери «Взыскание погибших», но и покоятся многоцелебные мощи самой старицы. Преподобная мати наша Манефо, моли Бога о нас!