«В сегодняшнем евангельском чтении звучат слова Христа о необходимости стяжать души в терпении. Неужели так огромно и безмерно значение добродетели терпения, что оно может спасать наши души?
Роль добродетели терпения, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство,- огромна, ибо во время искушения спасти свою душу без терпения просто невозможно.
«Христос говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». Он не говорит в посте, или в безмолвии, или в молитве, или в псалмопении вашем, хотя все это способствует нашему спасению, а именно – в терпении. Как часто мы желаем друг другу душевного спокойствия. Но что это значит? Разве может душа быть совершенно спокойной, не откликаясь и не реагируя на те явления, которые происходят вокруг? Человека, душа которого становится бесчувственной и безучастной, называют равнодушным. Поэтому душевное спокойствие и равнодушие – это не одно и то же. Лишь та душа может считаться спокойной, в которой нет и тени осуждения, ненависти, раздражительности. А добиться этого можно только благодаря терпению. Возьмем наши выпуски новостей. Разве они не вызывают в человеке чувство осуждения, зависти, презрения, злобы? О каком спокойствии душевном может идти речь? А ведь осуждая всех и вся, человек обворовывает Бога, он присваивает себе Его право, ибо только Богу дано право судить. Разве можно говорить о душе человеке, который ничего не зная о жизни нашей Церкви, берется Её судить, что в ней царят мир и спокойствие? Что ждет такого человека?
Вспомним, что говорят о терпении святые отцы. «Терпение есть корень всех благ», «кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, — говорят они. Почему Христос просит нас о терпении? Дело в том, что если к нам все относятся добродетельно, то в чем же тогда заключается наше терпение. Но так к нам никогда не относились, и относиться не будут, ибо мы «не от мира сего», а камни бросают только в то дерево, на котором есть плоды. Святоотеческие свидетельства говорят о том, что добродетель терпения имеет особое значение для духовной жизни человека. Терпение есть способность реагировать на касающееся нас зло, не теряя присутствия духа, не растрачивая своей внутренней энергии, не впадая в ропот, в гнев, в злобу, в желание отомстить. Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. Про такого говорят: он волевой человек, он способен не раздражаться, не гневаться в ответ на обращенное к нему зло. Несомненно, воля присутствует в наших попытках стяжать терпение, но терпеливый человек необязательно должен быть волевым, потому что терпение есть состояние духа. Всякий волевой человек в какой-то момент не выдерживает неправды, оскорблений, обид. И воли не хватает, и терпение заканчивается, потому что терпения и не было, а была воля или хорошее воспитание».
Поздравляя свою паству с днем памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия, Его Высокопреосвященство пожелал совершенствоваться в добродетели терпения, оставаясь достойными защитниками веры православной, подобно святому Александру.
«Надеюсь, что каждый из нас по молитвам святого благоверного князя и впредь будет защитником веры и никакие внешние вражеские влияния и дьявольские уловки не смогут нам в этом помешать. Ведь только благодаря нашей вере и милости Божьей мы сможем обрести подлинное душевное спокойствие».