В этом году слет проходит с 6 по 10 августа и темой домашнего задания для команд является «Святые Свято-Успенкой Киево-Печерской Лавры». Также ребята готовились к участию в конкурсах чтецов литературных произведений и ретро-песни. Программа острова очень насыщенна мероприятиями: лекции и беседы от батюшек, тренинги от волонтеров Красного креста, уроки этикета и фотографии, спортивные мероприятия и мастер классы и много других моментов, направленных на оздоровление как души, так же разума и тела. На остров приехало около 120 ребят из 13 воскресных школ и молодежных организаций при храмах города Запорожья, Мелитополя, Харькова, Энергодара, Великой Белозерки и Великой Знаменки. Чтобы узнать о настрое участников слета и впечатлениях, мы задали им несколько вопросов: Ради чего вы вернетесь на остров в следующем году? Чем отличается настоящий слет от предыдущих? Минусы и плюсы в программе и организации мероприятия. Что бы вы еще добавили в программу слета? Как педагоги острова понимают вопрос подконтрольности поведения участников слета и ответственности педагогов организаторов мероприятия? И вот что выяснилось:
Среди первых впечатлений хочется отметить ту слаженность, которую проявили наши участники еще при сборе на остров. Заранее позаботились о необходимой экипировке и оборудовании, распределили закупку продуктов, ответственных за проведение мероприятий и заботу по хозяйственным нуждам, в том числе – безопасность и питание. Как приятно было наблюдать картину погрузки на катер и выгрузки на остров. Мы сделали это как минимум в два раза быстрее, чем в прошлом году. Все четко знали, что нужно делать и подсказывали новичкам. В этом году также появились и стали работать руководители молодежных групп, а не только педагоги с матушками и батюшками.
Во-вторых — слет молодежи – не только развлекательно-оздоровительное мероприятие на прекрасном острове посреди Днепра, но продуманная обучающая система для православной молодежи и тех, кто только вступил на путь воцерковления. К традиционным мероприятиям — домашним заданиям, лекциям и вечерам у костра, тренировкам по установке палаток, добавились веселые спортивные игры и соревнования, мастер классы, конкурс скульптуры из песка, уроки этикета и юного журналиста, просмотр и обсуждение фильмов ценностной направленности. Соревнование команд за Кубок острова по результатам рейтинга по всем мероприятия.
Следующий приятный момент – абсолютно нет времени скучать и какое-то всеобщее единство духа и направления в деятельности. Можно сказать, что собрались не просто друзья и знакомые, а единомышленники, родственные души.
Природа дарит нам чудесную погоду для купания с освежающим перерывом на летний дождь, который проверил прочность наших палаток, слаженности действий и сплоченных дружеских отношений. А кто-то просто понял, что пора уже приобрести новую крепкую палатку и снаряжение для походов, научиться правильно ими пользоваться. Осы и комары проявляют к нам максимальную лояльность, а может быть нам просто нет времени обращать внимание на такие мелкие неудобства нашего отдыха на природе. Игра «Тайный друг» приводит к приятным неожиданным результатам. Например – подаренный букет становится толчком для выбора названия команды матушек и батюшек и рождению афоризма дня: «Тайный друг лучше новых двух». У острова устанавливаются свои традиции, неписанные правила, песни-талисманы, традиция делиться опытом как среди педагогов, так и среди участников команд. Уроки этикета учат нас, как правильно вести себя в обществе, чтобы нас принимали и появилось желание нас узнать и понять. Этикет – это максимально доброжелательные отношения к другим.
Вежливое отношение к окружающему миру включает в себя также и бережное пользование природными ресурсами, недопустимость загрязнения окружающего пространства как мусором техногенного происхождения, так и ментального. Мы приучаемся не выбрасывать из себя словесный мусор, стараемся оставить после себя максимально чистое от отходов пространство.
Педагоги озабочены вопросами ужесточения правил дисциплины.
Говорят дети: Мы приехали получить новые знания и впечатления, нас притягивает походная жизнь, очень нравится еда, знакомства с новыми людьми, что рядом речка и свежий воздух. Открываешь себя с другой стороны, с которой в городе не смог бы открыться в силу других условий и обстоятельств. Объединение с природой, отсутствие комфорта и благ цивилизации стимулирует выявлению в себе скрытых внутренних ресурсов и возможностей. Остров – это как отдушина для уставших пилигримов в миру и суете. Дружеская атмосфера и единство, которые объединяют людей – связующее звено: все любят Бога и стремятся к Нему.
«Впервые приехав сюда, я осознал, что я на острове, как отдельном материке, вокруг вода, и я – Робинзон». И продолжая развивать эту мысль, можно сказать, что перед ребенком стоит задача – выжить, как физически, так и духовно. «Я приехал сюда, чтоб себя растормошить».
Мы приехали сюда, чтобы вылезти из своих ракушек, перезагрузить свои души, очиститься от всего наносного, внешнего и неважного.
Педагоги тоже ощущают острую потребность, перерастающую в необходимость в таких поездках, где можно объединиться с природой, Богом созданной, понаблюдать красоту и гармоничность мира природы, осознавая свое единство материи и духа, что оказывает ошеломляющий терапевтический эффект для психики. Разрабатывая и накапливая на острове определенный педагогический опыт, мы заряжаемся новыми силами и учимся избегать профессионального выгорания. Появляется стимул глубже изучать жизнь молодежи во всех ее проявления, постараться увидеть мир их глазами, изучить вкусы и интересы, чтобы общаться на одном языке и направлять в нужное русло.
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, мы можем сказать, что проект «Остров» можно считать нашей совместной педагогической технологией, платформой для духовного окормления молодого поколения, который можно передавать и воспроизводить, адаптируя к определенной ситуации, времени и месту.
Слава Богу за все!