Обратившись затем с проповедью, Его Высокопреосвященство обратил внимание собравшихся на то, что Александр Невский вот уже на протяжении многих веков остаётся одной из самых противоречивых и спорных фигур в нашей истории.
«Светские историки называют его князем-объединителем, положившим конец междоусобным войнам, выдающимся военачальником, незаурядным дипломатом, великим философом, мыслителем, гениальным стратегом. В сознании же массового обывателя образ князя несколько иной, поскольку сформировался во многом благодаря одноименному фильму Сергея Эйзенштейна, где его роль сыграл Николай Черкасов. Споры о нём не утихают до сих пор. Кем же на самом деле является Александр Невский: воином или святым? Нашей Церковью он канонизирован как благоверный князь. А к этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь – вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. Александр Невский был именно таким правителем, для которого любовь к своему народу была на первом месте. Сейчас много говорят о дефиците совести, любви, сострадания, сочувствия, милосердия. Но отчего так происходит? А дело в том, что утрачена преемственность. Родители перестали быть авторитетами для своих детей. Ребенка лишили достойного образа для подражания. Произошло это сознательно или нет, неизвестно. Пока же мы пожинаем плоды такого горе-воспитания. А правильное воспитание немыслимо без нравственных авторитетов. Для Александра Невского такими авторитетами были его предки. Среди которых мудрый правитель Владимир Мономах, автор знаменитого «Поучения». Юрий Долгорукий, ревнитель объединения княжеских земель. Святой князь Андрей Юрьевич Боголюбский, родной брат и предшественник на суздальском престоле деда Александра Невского, великого князя Всеволода Юрьевича. Его ближайшие предки отличались глубокой пламенной верой и благочестием. Что не могло не сказаться на характере юного Александра. Ведь основы личности закладываются в детстве. И в первую очередь родителями».
Поздравляя с праздником, владыка призвал гореть верой и брать пример со святого князя в его неприятии греха во всех его формах.
«Современный человек охладел к вере. Из-за этого он стал безразличен ко всему, в том числе и к греху. Его мало волнует то, что происходит с ним и его близкими. Такому человек трудно объяснить, чтобы он возлюбил ближнего своего, как самого себя. Не говоря уже о том, чтобы он возлюбил Бога, потому что он и себя уже не любит. Единственное, что существует и имеет значение для такого человека, – это удовольствия. Грядущее у такого поколения печально и темно. «Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретет доброй мысли, – учит нас преподобный Ефрем Сирин. Без веры человек не научится любить в себе образ Божий. Любя только удовольствия, потакая своим пагубным привычкам и прихотям, он оскорбляет Бога и лишает себя Его любви. Но он ещё может всё исправить. Постоянной работой над собой, над своей душой, над очищением своего сердца от страстей и грехов. Добиться этого без помощи Божьей будет очень трудно. Поэтому необходимо подкреплять свои духовные силы молитвой, регулярным посещением богослужений и участием в церковных таинствах. В таинстве Исповеди человек получает от Господа прощение грехов, и благодатную помощь для продолжения трудов. В таинстве же Евхаристии, причащаясь Святых Христовых Тайн, соединяясь таинственным образом с Самим Господом, человек получает благодать Святого Духа, которая обновляет и даёт силы для борьбы с грехами».
В заключение Его Высокопреосвященство пожелал нести слово Истины в этот бушующий мир и твёрдо следовать за Христом.
«Следовать за Христом – значит нести в этот мир любовь и взаимопонимание. Мы, малое стадо. Но именно нам выпало быть защитниками веры православной и свидетельствовать о Христе своей жизнью. Не стоит никого и ничего бояться. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Бояться в этом мире следует только одного – согрешить перед Богом».