«Для нас с вами, современных людей, – сказал Его Высокопреосвященство, – очень важно, чтобы мы, слушая наставников, могли сверять их действия со словом Божьим.
Ведь и наставник может говорить правильные слова. Он тоже может повторять слова Священного Писания. Но сочетаются ли они с его действиями? Разве мало в нашей жизни тех, кто говорит умные слова? Но достоинство человека определяется не словами, а поступками. Разве могут действия людей, душа которых поражена грехом сребролюбия, славалюбия, другим пороками, считаться жизненным правилом, эталоном, по которому человек должен сверять свое поведение? Конечно же, нет. Наставник может говорить о любви, но что он сделал для того, чтобы на земле действительно царили мир и любовь? Недаром предупреждает нас Господь: «Итак по плодам их узнаете их…»
Сегодня мы вспоминаем память трех святителей и учителей Вселенских. Господь призвал их служить на разных кафедрах и в разное время. Они были разными по характеру, темпераменту, стилю проповедования, но их объединяла любовь к Богу. Только любовь способна победить те многочисленные соблазны и искушения, которые посылаются врагом рода человеческого. Ведь как он хотел посеять вражду между христианами? Он захотел разделить стадо Христово на тех, кто называл себя сторонниками Василия Великого. И это в то время, когда они настолько любили друг друга, что казалось, будто бы у них была одна душа. И эту взаимную любовь им удалось сохранить на всю жизнь. А другие православные христиане считали, что нет лучше и выше Иоанна Златоуста. Лавки и магазины закрывались, площади и улицы пустели, потому что все хотели послушать его проповедь. При императоре Алексее Комнине в народе появились иоанниты, василиане, григориане, которые в спорах не могли определиться, кто выше по достоинству, чести и славе перед Богом среди святителей – Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст. И такое разделение длилось очень долго.
Лишь в XI века святому мужу, святителю Иоанну Евхаитскому, явились сначала по одному (и не во сне, а наяву явились), а затем вместе три святителя и сказали ему: «Неугодно Богу и неугодно нам смотреть на это разделение в пастве христианской. Мы перед Богом равны, и если о чём кто-либо один из нас вещает, в том согласны и двое остальных. Поэтому воля Божия такова: напиши нам совместную службу и устрой нам совместное празднование, где бы нас почитали троих одновременно. И если поступишь так и возгласишь о нашей воле всей Церкви, то все, кто будут почитать наше празднование, будут сподобляться милости Божией и спасения от Бога». Поэтому сегодня мы видим трех святителей на иконе рядом с общей Чашей, которая символизирует наше единство, – единство в таинстве Евхаристии».
По словам владыки, главной причиной любого разделения, будь-то внутри Церкви или государства, есть человеческая гордыня.
«Посмотрите, что происходит в нашей стране, когда политики пытаются единый народ разделить на восток и запад, первосортных и второсортных людей. И на этих разделениях зарабатывается не только политический капитал. И если Церковь говорит о том, что этого делать нельзя, что это является дискриминацией, её служителей начинают преследовать. В руках государства сосредоточено немало средств воздействия, немало оружия. В наших же руках, в руках современного православного христианина есть только одно оружие – меч Духа, которым является слово Божье, как называет его апостол Павел. И нет ничего в этом мире сильнее этого оружия. Лишь оно способно преодолеть как разделения, так и любые искушения сатаны».
Как сказал еще Его Высокопреосвященство, разделения и внутри Церкви, также происходят по причине гордыни.
«Если один из членов семьи берет на себя функции деспота, совершенно пренебрегая мнением других, то такая семья не устоит. Нужно заботиться о своей семье, быть примером во всем. Поступать так, чтобы другие, видя добрые дела, хотели подражать. А мы ведь с вами тоже большая православная семья. И тут важна роль морального авторитета, роль нравственного примера. Важно всегда соизмерять свои поступки со словом Божьим. Важно подражать великим учителям Вселенским, потому что их правда, их жизнь проверены не только временем, но и Самим Богом. Мы с вами, являемся членами Матери-Церкви, спешим в храм для встречи с Богом. Пусть же каждая наша встреча будет способствовать единству и согласию, крепости, твердости в вере и спасению нашей души. Путь милость Божья, благодать Божья никогда не оскудевают в наших сердцах».