Сегодня здесь собрались представители разных конфессий, каждый представляет свою религиозную традицию. Но, несмотря на наши конфессиональные различия, мы должны понять, что для того, чтобы принести добро в этот мир и действительно помочь духовному взрослению детей, мы должны оставить свои собственные предубежденности, стереотипы и амбиции. И в этом вопросе суметь объединиться на базе того, что у нас является общим. Не то, что нас разъединяет, а то, что нас делает едиными. У нас единое понимание добра, праведности, честности, жертвенности, помощи ближнему. Это то, что исповедует любая религия; это не зависит от каких-то личных убеждений и конфессиональных предпочтений.
Посмотрите на жизнь современной молодежи, на динамику роста самоубийств среди подростков. Вырисовывается печальная картина, и причина тому — отсутствие ценностных ориентиров. У молодого человека с самого юного возраста вырастает неудовлетворенная потребность в смысле жизни. Послушайте, как общаются подростки и дети на улице. Нецензурная лексика стала уже нормативной для многих из них. Смыслом жизни становится то, что показывают по телевизору, в фильмах – нажива, удовольствия, нездоровая жестокая конкуренция. Что звучит с экранов телевизоров из уст политиков? Наши дети становятся жестокими и эгоистичными. Если мы научимся преодолевать собственный эгоизм не ради идеологических предпочтений, не ради партийных точек зрения, а ради Бога, ради любви, ради жертвенности, ради более высоких приоритетов, то мы достигнем своей цели. Тогда мы сможем построить свое общество, здоровое, целостное, когда люди будут помогать друг другу.
Теперь несколько слов по пунктам дискуссии.
Первым пунктом запланированной дискуссии у нас стоит вопрос введения в образовательную программу дисциплины «религиоведение». Я думаю, что мы должны добиваться не интеллектуальной образованности в области религии, а именно нравственного воспитания. И поэтому нам бы хотелось, чтобы речь шла не о религиоведении, так как само слово это обозначат знание религии и мало что говорит о нравственном воспитании. Нам необходимо вводить уроки нравственности, на которых бы говорили о воспитании на основах знаний в области религии, прививали бы детям умения практического воплощения в жизнь тех норм морали и нравственных ценностей, которые дает нам религия. Вот то общее, о чем нам с вами необходимо сегодня говорить. Добро, честность, порядочность. Поэтому, название должно отражать то, с какой целью эта дисциплина вводится в учебный процесс.
Сегодня происходит сертификация дипломов, которые получили выпускники духовных семинарий и академий. Некоторые наши священники уже имеют признанные государством дипломы, т.е. мы сделали первый шаг. Но ради чего он сделан? Ради того, что бы они все эти знания, умения и навыки могли воплотить в социальной жизни. И вот здесь необходим следующий шаг – дипломы признаются, но, реализация в социальной сфере этих дипломов у нас не предоставляется. Для этого необходимо предусмотреть часы в образовательных программах и дать возможность входа в учебные заведения представителей религиозных конфессий, готовых трудиться на благо общества, на благо нравственного воспитания подрастающего поколения. Здесь необходим контроль со стороны государства, в рамках законодательной базы. Однако на данный момент, когда происходит неприкрытая дискриминация УПЦ, возникает вопрос — кто и как будет контролировать? Потому что личные предпочтения могут доминировать над тем общим, о котором мы сегодня говорим. Представители религиозных конфессий, получившие допуск в систему образования, должны придерживаться программы нравственного обучения, утвержденной Министерством образования и с которой бы согласились представители всех тех конфессий, которые будут участвовать в этой воспитательной модели. Здесь мы дерзаем предложить практические занятия, благодаря которым наших детей моли бы практически применить свои знания. Начиная от субботников, заканчивая помощью неимущим. У нас есть разные государственные заведения, где люди нуждаются в помощи — дома престарелых, детские дома, одинокие старики, социальные центры. Может быть, необходимо организовать сотрудничество между этими и учебными заведениями.
В отношении новых веяний гендерной идеологии. Наша Церковь, мы думаем, что и многие из здесь присутствующих нас поддержат, будет твердо стоят на нравственных убеждениях, связанных с традиционными взглядами на семью, с традиционными отношениями и моделью воспитания. Здесь мы не будем уступать каким-то новым тенденциям и веяниям, которые, по нашему убеждению, являются глубоко разрушительными, не только для психики ребенка, но и для целостности жизни общества. Семья, как ячейка общества, должна быть построена так, чтобы она была крепка, той единицей, внутри которой были бы выстроены гармоничные отношения, правильная иерархия послушания младших старшим. Как это мы видим во многий общинах и приходах. То есть необходимо сохранять преемство послушания и воспитания. Дети учатся у родителей, которые дают им пример, корректируют и воспитывают в согласии с той логикой морали, которую они восприняли от своих родителей.
И последнее важное замечание. Нам необходимо научиться правильному диалогу друг с другом, мы обязаны давать пример уважения. Никого не красят ложь и манипуляции. Поэтому, если представители религиозных конфессий не смогут быть примером взаимной любви и уважения, вежливости, то нам сложно будет надеяться, что этому примеру будут следовать и другие.
МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ