Сегодня мы встретились, чтобы обсудить вопрос о взаимоотношениях Церкви, Государства и Общества. Необходимо отметить, что главной миссией Церкви является Спасение человеческих душ, а Государства – забота о формировании и охране своих граждан. И эти задачи должны осуществляться параллельно. Церковь, в силу своей двойственной природы, помимо Божественной составляющей содержит и человеческую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с Государством. Достижение единства в многообразии культур, идей и исповеданий, земного благополучия и мирного сосуществования являются задачами Государства, для Церкви – спасение людей, сохранение в Вечности каждой человеческой личности. Взаимоотношения Государства и Церкви в ходе истории имели различные формы такие как приближенные к «симфонии», безразличного сосуществования, контроля и кровавого уничтожения верующих.
Выстраивать взаимоотношения между Церковью и Государством невозможно без учета различий их природ и целей. Церковь основана непосредственно Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). Несмотря на то, что современное общество, к сожалению, лишь отчасти повинуется Богу, и главным образом отделяет себя от Творца в своих стремлениях к благоустройству, счастью, успеху и удовольствию, Церковь формирует достойное отношение к Закону,сотрудничает с Государством в социальной сфере, благотворительности,способствует снижению градуса напряженности и накала ненависти в обществе. В то же время Церковь говорит обществу правду, служит совестью для него. Поэтому Церковь обязана напоминать и обществу, и Государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. Она также вправе ожидать, что Государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.
Церковь учит свою паству, что «Вера без дел мертва есть». Словесные заверения или ношение нательного крестика не делает человека христианином в полной мере. Со стороны других конфессий мы сейчас часто слышим призывы о необходимости объединения, о совместных молитвах, и, в то же время нас обильно поливают грязью. Почему вместо этих криков мы не слышим призывы к общему делу благотворительности, помощи нуждающимся? Православная Церковь не тянется к власти и не ищет преференций, но, всячески старается оказывать помощь Государству в деле формирования общества, взращивая боголюбивого, добропорядочного, ответственного человека, любящего свою страну, чтущего ее Законы. Благотворительная, социальная деятельность Церкви является не рекламой, а примером, как должно поступать. Ни в одном нашем храме вы не услышите призывов к насилию, лишь призывы к человеколюбию, к оказанию милости своим согражданам от их религиозных воззрений. В качестве примеров можем привести проект «Любовь милосердствует», в рамках которого уже несколько лет на средства верующих производится закупка медоборудования для больниц, и это оборудование используется для лечения не исключительно прихожан Украинской Православной Церкви, а всех людей, которым это необходимо. Или восстановление Запорожского госпиталя, который сейчас оказывает помощь воинам.
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — учит Церковь, и эта любовь доказывается добрыми делами. Нужно если не с любовью, то как минимум терпимо относиться к другим, даже в том случае, если ты не разделяешь их точку зрения. Церковь старается снизить накал страстей, ненависти, витающих в обществе, неся учение Христа, Его Заповеди,говорит людям правду, несет слово Истины.
Сегодня из уст некоторых власть предержащих, совершенно далеких от Церкви людей, звучат слова о том, что Церковь отделена от Государства, но на деле мы регулярно сталкиваемся с их вмешательством во внутрицерковные вопросы. Яркий пример – попытки Государства создать религиозную химеру, с функциями отдела пропаганды правящей партии. Такая себе, карманная религиозная организация, обеспечивающая лояльность населения к действиям Государства. Еще раз хочу акцентировать внимание присутствующих на том, что задача Православной Церкви – говорить людям о Христе, о Спасении, а не транслировать с амвона пропагандистские лозунги или политические темники.
Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями. Государство публично-правовой институт управления, который имеет в своем распоряжении определенную систему принуждения (армия, налогообложение) и даже органы, обслуживающие выбранную государством идеологию. Удобнее, конечно, будет работать или с податливой, несопротивляющейся массой, или с активно поддерживающим любые гос.начинания населением.
К чему это может привести? Можно узнать из истории нашей Церкви в Синодального периода(1700–1917), когда высший орган церковного управления был частью государственного бюрократического аппарата («ведомством православного исповедания»), а во главе Церкви стоял государственный чиновник – обер-прокурор. Поэтому важно помнить, что в такой модели отношений существует угроза превращения Церкви в инструмент идеологического влияния. Государство, как и иные человеческие учреждения, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае Государство теряет свое подлинное предназначение. В качестве примера мы можем вспомнить Византийскую империю, которая была великой и могущественной до тех пор, пока Православная Церковь в ней сохраняла чистоту веры и не приспосабливалась под веяния текущего общественно-политического момента. Когда же Церковь начала приспосабливаться к государственной власти, это привело как к ее ослаблению, так и, впоследствии – к краху великого Византийского государства.
Если Государство вытесняет у своих граждан понимание истинной роли Церкви, а также, если не берет во внимание тот фактор, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных этических законов – тех самых норм, которые необходимы и для вечного спасения человека – то происходит нравственное разложение и распад не только общества, но и государство будет трещать по швам. Учитывая конституционно закрепленный светский характер, Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в Ее административное управление, вероучение, литургическую жизнь, влиять на духовническую практику.
Вера является одним из главных стержней, сохраняющих государственность, целостность страны, и те гонения на Украинскую Православную Церковь, которые сейчас происходят, попытки искусственно создать провластный религиозный гибрид ведут к вытеснению Церкви из общественной жизни, что, в свою очередь повлечет за собой распад государства, его гибель.
Давайте же вместе проявляя заботу о нашем Государстве и обществе, которое нас окружает, в меру своих сил будем объединять усилия в делах милосердия, благотворительности, и сохранять чистоту веры и свое устройство в том виде, в котором оно досталось нам от наших отцов.
С надеждой на благоразумие участвующих сторон и братолюбие,
МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ