По завершении литургии митрополит Лука обратился к присутствующим со словом проповеди. Ее главной темой стало соборное послание святого апостола Иакова.
«В сегодняшний день, когда все мы продолжаем радоваться Рождеству Христову, Матерь-Церковь напоминает нам о том, как мы должны общаться с Богом, и предлагает нам Соборное послание апостола Иакова, в котором он говорит о значении веры, смирении и сомнении», – начал проповедь владыка митрополит.
Продолжая, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что именно сердце человека является точкой приложения слова Божия.
«Можем ли мы сказать, что слово Божие устарело? Конечно же, нет! Потому что «Бог всегда Один и Тот же». А человек? Изменился ли он за много веков в лучшую строну? Стал ли жить исключительно по заповедям Божьим? Думаю, ответ очевиден. Но ведь именно сердце человека является точкой приложения слова Божия. Мне бы очень хотелось, чтобы слово апостола Павла, которое мы слышим сегодня, коснулось сердца каждого.
О чем же говорит нам святой апостол, брат Господень по плоти? Прежде всего, он говорит нам о вере и сомнении. Человека сомневающегося или колеблющегося в вере при молитве, апостол Иаков называет двоедушным: такой человек имеет как бы две души, одна устремлена к одному, другая к другому, и того ему хочется, и другого, противоположного. Такой человек является не твердым на всех путях своих, а значит в любом деле не имеет успеха. Именно здесь мы должны спросить себя о том, насколько крепка наша вера, и начать говорить о двоедушии».
По слову Запорожского архипастыря, греху двоедушия в разной степени подвержен каждый человек.
«Мы все двоедушные. Очень многие из нас говорят, что хотели бы познать Бога, но в тоже время хотят жить без него. Возможно, кто-то возразит мне: «Нет, мы не хотим жить без Бога!». Теоретически, да, наверное. Но, увы, на практике наши дела говорят совсем о другом. Сегодня люди забыли о Боге, перестали уповать на него! К огромному сожалению, сейчас Бог для них – это тот, кто обязан решать все их проблемы и вопросы. Молясь в храме, они просят: «Господи, помоги мне! Я тебе уже и молебен заказал, и акафист отстоял, почему ты мне не помогаешь?». Что это, если не двоедушие? Святые отцы на этот счет говорят предельно четко: «Лучше совсем не молись Богу! Чтобы потом не осуждать Его за то, что Он тебя не услышал!». И если ты оставил молитву, в этом виновата только твоя гордыня.
Один из отцов по этому поводу говорил: «Двоедушие проявляется в том, что человек хочет в Райские Царские обители въехать на лимузине». Аналогичную мысль мы находим и у апостола Иакова: «Двоедушен тот, кто здесь хочет радоваться с миром, а там – царствовать с Богом», – пишет он. Также апостол говорит, что спасти от двоедушия может только наша вера. Ведь именно силой Своей благодати Господь дал нам возможность поверить в него!».
Завершая, владыка Лука констатировал, что только упование на Бога и вера в Его безграничную, безусловную и совершенную любовь, поможет человеку преодолеть все сомнения и соблазны современного мира.
«Очень часто мы думаем: я грешен и недостоин любви Божьей! Но правильно ли это? Давайте задумаемся: часто ли и охотно мы прощаем людей, которые чем-то обидели нас? Но, мы знаем, что невозможное человеку, возможно Богу. Бог – это любящий отец, который прощает нам все грехи, если мы искренне раскаиваемся в них, и просим у Него прощения. Будем же обращться к Господу и просить без сомнения и познаем великую благость Его, ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к своему созданию. Будем всецело полагаться на волю Божью, а Господь сделает все, что будет нужно для спасения нашей безсмертной души!
Завершить мне бы хотелось традиционным для нашей богоспасаемой епархии рождественским приветствием, с которым мы обращаемся друг к другу в эти святочные дни: «С нами Бог! » – «И есть, и будет!»».