«Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы,
прошения, моления, благодарения за всех человек …
ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу».
1посл. ап. Павла к Тимофею Гл.2
В первое воскресение Великого поста в храме Святого Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Вольнянского благочиния настоятель храма иерей Вячеслав Рябчун отслужил Божественную литургию Василия Великого. Совместно с прихожанами были вознесены молитвы к Богу с прошениями о прекращении войны и возвращении мира на нашу землю. По окончании литургии прошли крестным ходом по селу Московка к поклонному кресту, где отслужили чин «Торжества православия». По возвращении в храм после краткого молебна иерей Вячеслав Рябчун рассказал об истории данного праздника, после чего все присутствующие были приглашены на братскую трапезу.
Торжество Православия — это торжество нашей веры. И наша вера настолько отличается от других вер, что даже в сравнении с католиками или протестантами православных можно назвать принадлежащих к самостоятельной религии, настолько мы иначе понимаем прежде всего вопрос спасения, чем, как этот вопрос решается не только в других религиях, но и даже в других, так называемых, христианских конфессиях.
Сердцевина православной сотериологии или православного учения о спасении — это слова из Второго Послания апостола Петра, первая глава, с третьего стиха и ниже. Здесь сказано: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» Мы уже неоднократно касались этого вопроса. Вот именно этот текст, он выражает суть православного понимания спасения. Когда спасение — это не только избавление от грехов, спасение — это не только воцерковление, но спасение — это прежде всего стать причастником Божеского естества.
Как понять эту тайну из тайн? Эта тайна связана с тайной Боговоплощения Христа Иисуса, который сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса, становится человеком, чтобы нас сделать Богоподобными. Вот это и означает быть причастниками Божеского естества, то есть через Христа и во Христе быть усыновленным Богу Отцу, конечно, не по природе, но, очевидно, по благодати. И в этом смысле православное учение о спасении делится как бы на три этапа: первый — Искупление, второй — Освящение и третий этап — Обожение.
Искупление — это то необходимое очищение, не пройдя через которое мы не сможем принять в себя благодать Духа Святого, Освящающую и Обожающую нас через Святые Таинства церкви. Первой ступени, искуплению, соответствуют библейская добродетель — ВЕРА. Сказано: «Приходящий к Богу должен ВЕРОВАТЬ, что Бог есть». Вера — это дар Божий. Нельзя заставить человека верить, нельзя убедить человека чисто рационально, что наша вера истинная, правильная, как отец Павел Флоренский говорил: «Православие не доказуется, но показуется». Поэтому тот, кто имеет в себе веру — это значит Бог прикоснулся к нему. Первой ступени искупления соответствует социальное положение, описанное в Библии — раб. Когда человек из мира приходит к Богу, он не надеется ни на какую награду, он не надеется ни на какие преимущества положения религиозного человека. Он ищет только прощения своих грехов. Как рабы: они не получали никаких зарплат, у рабов в древние времена не было выходных дней. Единственная утеха раба — это милость его господина. Так и человек, приходящий из мира в церковь, к Богу, он ищет прощения своих грехов. И при этом он не всегда уверен, простит ему Бог или нет, но святое Евангелие со всей достоверностью открывает нам тайну Божьего милосердия, когда мы читаем слова Господа Иисуса: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас». Труждающиеся — имеются в виду труждающиеся на дьявола, обременённые — обремененные грехами, и Господь призывает такое человечество придти к Нему и успокоится в Нём и с Ним. Это есть первая ступень в деле спасения, искупления.
Освящение — это вторая ступень в деле спасения. Если взять католическую сотериологию, их учение о спасении, то в их понимании это и ограничивается этой второй ступенью воцерковления, это и есть как бы сама суть спасения — быть добрым прихожанином, добрым христианином и совершать то или иное послушание в церкви.
Третья ступень в деле о спасении, как я часто объясняю вам, это обожение. Обожение — это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до ГРЕХОПАДЕНИЯ. Вот в этом заключается тайна православного понимания спасения.
Этой ступени обожения соответствует библейская добродетель — ЛЮБОВЬ. Уже не ВЕРА, не НАДЕЖДА, но ЛЮБОВЬ. А ЛЮБОВЬ, как мы знаем, есть сущностное свойство Бога. Сказано: «Бог есть ЛЮБОВЬ». И когда мы обожаемся через Таинство церкви, прежде всего через Таинство Святого Причастия, любовь Божия наполняет нас внутренним миром.