«Когда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба».
Сегодняшнее Евангельское чтение о двух путниках, по словам Его Высокопреосвященства, должно подвести нас к мысли, что и мы, такие же путники.
«Лука и Клеопа не узнали вначале Христа мирно шедшего и беседовавшего с ними. И лишь когда Он взял хлеб, благословил, преломил и подал его им, они узнали Его. Не похожи ли мы на Луку и Клеопу? Не идем ли и мы путем нашей жизни, погруженные в свои собственные мысли и переживания, не замечая никого и ничего вокруг. Мы следуем от определенной точки, называемой днем нашего рождения, до точки, о которой мы пока ничего не знаем, но нам её не избежать и не пройти мимо. Кем бы мы ни были, чем бы ни занимались, что бы о себе ни думали, конечная точка ждет нас впереди. Кто-то страшится этой точки, этого финала, а кто-то напротив, ждет с нетерпением, потому что знает, что окажется на пороге вечности. Каждому следует постоянно думать о Небесном Иерусалиме. Ведь как поступили Лука и Клеопа? Узнав Христа, они бросились назад, в Иерусалим. Приняв таинство Крещения, мы стали на этот жизненный путь уже как христиане. Мы называем себя рабами Христовыми, но еще и воинами Христовыми. Раб Христов потому, что мы считаем своим Господом Иисуса Христа. Но не как властителя своей души и жизни, а как Того, Кто помогает спасти нашу душу. А воин Христов – тот, кто борется со своим страстями. Но не каждый из нас так рассуждает и не каждый старается очиститься. Одному всегда тяжело, недаром говорят, что один в поле не воин. И враг рода человеческого это очень хорошо знает. Вот почему его жертвами в первую очередь становятся одиночки. И коль скоро мы называем себя воинам Христовыми, мы должны идти в одном строю. Не идти сами по себе, а держать строй. А возможно это только если есть между нами взаимопонимание. Нет его – и уже появляется шатание, появляется лазейка для дьявола, и мы становимся уязвимы. Лишь ничего не боясь, твердо и непоколебимо идя по своему жизненному пути как истинные воины Христовы, оставаясь в едином строю, мы будем непобедимы. А силы для этого у нас всегда будут. Силы для этого нам дает Господь, с Которым мы становимся едины в Таинстве Евхаристии. Ведь не случайно же путники узнали Господа по преломлению хлеба».
В заключение владыка пожелал не быть несмысленными и медлительными сердцем и всегда оставаться в едином строю.
«Будьте настоящими воинами Христовыми. И пусть каждый из нас, родившись для этой земной жизни, придя в этом мир, никогда не забывал о своем главной цели – наследовать жизнь вечную».