Когда Иоанн Креститель призывал фарисеев и саддукеев, пришедших к нему креститься, сотворить достойные плоды покаяния, он имел в виду вполне определенные действия и поступки с их стороны. Но какие плоды покаяния может принести современный человек, тем более, если его нельзя заподозрить ни во лжи, ни в лицемерии?
Каждый человек, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, решает сам, какие это будут плоды.
«Степень нашего покаяния, а значит и наши плоды, зависят от исходного состояния нашей души. Прежде всего кающийся человек должен осознать свою греховность и со всей решимостью отвергнуть свою греховную жизнь. Чтобы стать на путь добродетельной жизни, необходимо все свои ошибки, проступки и заблуждения открыть Богу. И одним из главных действий на пути нашего покаяния, на пути очищения нашей души становится исповедь. После того, как человек осознает свои слова, мысли, чувства и дела, как греховные, а себя как грешника, познает свои грехи, он обращается к Богу с сокрушенным и смиренным сердцем. Он должен не просто корить себя за содеянное, а осудить и оплакать себя перед Богом. Ведь слезы – это тот верный признак, который свидетельствует, что человек чрез покаяние рождается в новую жизнь, в духовную жизнь.
Если человек не достиг таких слез, значит, Божие дело он делает только внешним образом, а его внутренний мир еще бесплоден, потому что плод его начинается слезами. Кто возрождается для духовной жизни, тот плачет непрерывно. Только тогда его сердца касается Божественная благодать, и он сам начинает к ней тянуться. Она, как нежная, заботливая мать проявляет себя, научая своё дитя мудрости духовной, тем добродетелям, без которых не заслужить любви, ни материнской, ни Божьей. Только обильными слезами человек омывает, очищает душу и потом приходит в умиротворение, блаженное состояние. Дух Святой вселяется в человека и руководит всеми его поступками. Но наше покаяние – это не только исповедь в церкви, это вся жизнь человека в покаянии, в покаянном чувстве. До самой смерти мы должны хранить это чувство, постоянно считая себя недостойными милости Божьей, но при этом уповать на Его милосердие. Если мы потеряем это чувство, мы потеряем последнюю надежду на благодать Божью. Грех накладывает на нас такое пятно, которое можно вывести только покаянием. Да, он сладок, потому что совершается для наслаждения. А вот изгоняется он горечью и слезами. Кто не плачет о грехах своих, тот будет плакать от наказаний за грех и в этой, и в будущей жизни, поэтому уж лучше здесь оплакать грехи свои добровольно, принося достойные плоды покаяния, чем плакать там вечно от мучений».
Затем Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы наши души и души тех, кто нас сегодня гонит, смогли принести достойные плоды покаяния.
«Для этого нам Господь дает все, что нужно, – Он дает нам Самого Себя. Взращивая свои души в смирении, кротости и в любви, мы должны делать это со всей искренностью, дабы не стать похожими на фарисеев. А для этого необходимо во всех случаях нашей жизни подражать Иисусу Христу, во всех наших словах, действиях, чувствах. Нет ни одного момента из жизни Христа, который не представлял бы нам пример для подражания. Перед нами всегда живой образец совершенства, достичь который нам никогда не дано, но наша задача быть истинными Его последователями по мере сил и возможностей. Особенно это важно сейчас, когда нас пытаются обмануть современные фарисеи и саддукеи, которым не ведомо покаяние, которым, по большому счету, нет никакого дела до Христа. А вот Богу до них есть. Поэтому в своих молитвах мы должны просить Бога пробудить в них голос совести, чтобы и они могли принести достойные плоды покаяния. Без благодати Божией, своими силами, они этого сделать не смогут, поэтому мы должны молиться и усердно просить у Господа для них благодати Святого Духа».