«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
«Пред Богом все равны – и мужчина, и женщина, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство. — Пред Богом нет ни мужского, ни женского пола, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос. Но прежде апостол Павел призывает нас оставить гнев, ярость, злобу, ложь, если мы хотим стать похожими на Христа. Сегодня мы чтим память мучениц Зинаиды и Филониллы. Они были родственницами апостола Павла и, возможно, они были первыми, к кому он обращался с такого рода словами. И, возможно, после таких слов они решили изменить свою жизнь, и провести её до самой своей трагической гибели в трудах, молитвах и в страхе Божьем. Они боялись нарушить заповеди Божьи. Так и мы, если хотим уподобиться Христу, прежде должны осознать свое недостоинство пред Богом, осознать свои грехи – телесные, душевные, мысленные, и начать жить по-новому. Каждый человек знает, ибо все мы грешны, насколько легко впасть в грех осуждения, недовольства, ярости, злобы, но еще легче впасть в грех лжи, увлечься ложью. Даже святые люди нередко признавались в том, что самое тяжкое искушение, которое они испытали в жизни на своем духовном пути и которое причинило им самую большую незаживающую душевную рану, была ложь. Ложь, как и любой грех, наносит вред не только нашей душе, то есть, ей в первую очередь, но и нашему телу. Современные исследования показывают, что ложь опасна для здоровья, поскольку становится подобно наркотику, разрушающему и душу и тело. Даже самая безобидная ложь стимулирует нервную систему продолжать обманывать. С помощью магнитно-резонансной томографии специалистам удалось отследить соответствующие изменения в коре головного мозга лжецов. Ученые полагают, что таким же образом организм человека может привыкать как к насилию, так и к повышенным рискам. И разве случайно всё, что идет от врага рода человеческого, собрано в понятиях «лукавство» и «лукавый» – последним словом традиционно обозначается сам враг. Бог один, Един, поэтому правда одна – двух правд нет. Десять заповедей, данных Богом через Моисея на горе Синай, начинается с заповеди единобожия: «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим». Таким образом, если человек распространяет ложь, он выступает против правды Божьей. Но жертвами этой лжи становится не только тот, кто лжет, но и те, кто этой лжи внимает. Пытаясь жить христианской, духовной, церковной жизнью, мы с неизбежностью понимаем, что честность перед Богом и Церковью – честность в вере – есть непременное условие возрастания в ней. Значит ли это, что люди, распространяющие заведомо лживую информацию о нашей Церкви, не только не смогут называть себя честными, но и что еще страшнее, никогда не смогут возрастать в вере? Да, это действительно, так. Считается, что маленькая ложь рождает большое недоверие. Тому, кто однажды солгал, уже никогда не будет веры, как и тому, кто однажды предал. И напрасно лжец рассчитывает на короткую человеческую память. Она у человека на самом деле короткая, но есть другая память и другая ответственность. И православные иезуиты, которые считают, что ложью во имя Бога можно угодить Богу, за это поплатятся. Но не стоит думать, что Бог их за это накажет, как и любого другого лжеца, нет.Господь – полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть сатаны. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает. Слово «наказание» имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно – не курили, не ругались, не сквернословили, не лгали, не воровали, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался – на него заводят дело. Украл что-то – то же самое. То есть сам себя человек наказывает.
Болезнями, смертями, войнами, скорбями, смерчами, наводнениями не Бог нас наказывает, а призывает одуматься, призывает нас к покаянию, к исправлению нашей жизни».
В заключение, поздравив всех с престольным праздником, владыка пожелал исправляться, бороться со своими грехами.
«Желаю, чтобы мы не уставали бороться со своими страстями, со своим грехами. Чтобы не поддавались на уловки врага рода человеческого, который есть отец лжи и главный человекоубийца. Чтобы мы отложили всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие, перестали говорить и распространять ложь, а духовно совершенствовались, преображались и обновлялись в стремлении во всем подражать Христу».