«Для большинства современных христиан стало чем-то вроде еженедельного ритуала ходить по воскресным дням в церковь, – сказал Его Высокопреосвященство. – А ведь этот день является большим праздником, – ничуть не меньшим по значимости, чем все остальные церковные праздники. Этот день в Новом Завете стал святым, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил его.
Человек идет в храм, стоит на службе, возможно даже причащается, но узнает ли он Христа в преломлении хлеба? Человек уже пришел в храм, пришел к вере, но пришла ли вера к нему? На Тайной Вечере Христос, преломив хлеб, сказал: «сие есть тело Мое, за вас ломимое». Другими словами: а теперь посмотрите на Меня другими глазами, поймите мою внутреннюю сущность. Дело в том, что ученики за три с половиной годам очень привыкли к Христу. За Его спиной им было комфортно: Он решал все вопросы. Христос был сильным в слове и в деле: воскрешал мертвых, исцелял больных, природа слушалась Его и прочее… Но наступил момент, когда Христос должен был явить себя миру как кроткий, беззащитный агнец. В этом суть Его прихода на землю. Иисус призывает учеников посмотреть на Него в этом ракурсе, в этом преломлении. А мы все еще не можем посмотреть на него под этим углом зрения, потому-то и не верим до сих пор, что Бог, ставший Человеком, мог воскреснуть. Мы по-прежнему ждет от Него каких-то знамений, то камнепада с небес, то иных катаклизмов. Или ждем, что Бог накажет нашего лютого и ненавистного врага, причем накажет на наших глазах, публично, чтобы уж никаких сомнений. И вот тогда, как нам кажется, мы обязательно уверуем в Бога и в Его светлое Воскресение. Стоит ли удивляться, что мы не видим Его в преломлении. А ведь преломление Тела Христа не может быть явным, видимым, в него нужно поверить. Поверить в Его страдания, увидеть ломимое Тело – значит, до глубины души проникнуться тем, что Он сделал для человечества, для каждого из нас».
Нашей вере, как сказал владыка, мешает наша самоуверенность, самовлюбленность и гордыня.
«Мы забываем о том, что наша вера в Него, это, по сути, вера в Его служение нам. Бог служит Своему творению и днем и ночью, всю жизнь в большей степени, чем мы. Богу от нас ничего не нужно, кроме нашего любящего сердца. Он хочет, чтобы человек избавился от своей «ветхозаветной начинки» и стал настоящим человеком. А добиться этого без веры невозможно, – слишком силы неравны в противостоянии с дьяволом.
Мы ждем, что вера свалится на нашу голову, как манна небесная. Но так не бывает. Каждый из нас идет по своему жизненному пути, идет и надеется встретить на нем Христа. А Христос уже стоит на нем и ждет нас, но узнаем ли мы Его, способны ли наши глаза увидеть Его, готовы ли наши сердца к этой встрече? Если нет, то у нас есть еще время, чтобы очистить свои сердца и подготовить в них место для Христа. Если мы действительно верим и действительно хотим встретиться со Христом, нам нужно захотеть избавиться от того хлама, который скопился в нашем сердце, от наших страстей и грехов. Но прежде следует стать перед Богом на колени, потому что Бога лучше видно стоя не в полный рост, а на коленях».