Начиная свою проповедь, Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы не только на богослужении, но и в течение всего дня, наши мысли всегда были с Богом.
«Каждый день мы делаем тысячи вещей. За это время в голове рождаются тысячи мыслей, которые зачастую даже не понимаем. Как не понимаем, откуда и ради чего они появляются. А вот Бог знает все наши мысли, все наши переживания, все наши страхи. Он знает все наши намерения как настоящие, так и те, о которых мы не имеем сейчас ни малейшего представления. Только всё это не может изменить Его доброго отношения к нам. А вот наше отношение к Нему может измениться. Особенно, если мы перестанем думать о вечном, сосредоточившись лишь на земном. Вот почему мне бы хотелось, чтобы мы думали о Боге не только на богослужении, но и занимаясь своими обычными повседневными делами. И тогда их никто не станет называть рутиной. Но часто ли наш ум возносится к Небу? Мысль человека всегда сосредоточена на том, что его больше всего волнует, что вызывает живой интерес. Чтобы перестать о чём-то думать, человеку необходимо переключить своё сознание. В преддверии Великого поста святая Церковь предлагает переключить наше сознание. Предлагает перестать думать только о земном. Вознестись душой к Богу, чтобы лучше понимать мысли и помышления своего сердца. Ведь они будут рождаться во многом по воле Божьей, а не в силу тех или иных обстоятельств, или по дьявольскому наущению. А мысли от Бога всегда важны, истинны и спасительны. Они меняют нашу жизнь, потому что благодаря им меняется наша внутренняя сущность, – мы перестаём быть только частью земли, а становимся частью неба».
По словам владыки, мысли о Боге дают человеку ключ к пониманию себя как личности и ведут к духовному взрослению.
«Каждый человек, который приходит к Богу, формируется как новое творение, как новая личность. Становясь взрослее физически, человек не всегда взрослеет духовно. Недаром Апостол Павел напоминает о том, что христианин, не развиваясь, не занимаясь духовным ростом, может так и остаться незрелыми во Христе. Не потому ли сегодня так много примеров духовного инфантилизма среди называющих себя христианами? А всё потому, что не может быть духовного роста без участия в таинствах Церкви, и в первую очередь в Таинстве Покаяния. Без всего этого наша душа будет оставаться уязвимой. Мы не сможем её защитить от действий видимых и невидимых врагов и от всевозможных дьявольских искушений. Вот почему наша Церковь вновь призывает нас задуматься о её защите. Ведь если она не будет с Богом, она будет совсем в ином месте. Там – где «плач и скрежет зубов». А начинать всегда нужно с себя. У нас есть цель, к которой мы все стремимся. Но достичь её мы можем только в сотрудничестве с Богом. Когда наши мысли, наш ум и наше сердце будут обновляться силой благодати Божьей. Когда мы будем следовать нравственному эталону, которым для нас является Матерь-Церковь. Ведь только Она вещает слово Истины. Только здесь страждущая душа может исцелиться и получить помощь. Мне бы хотелось, чтобы время, отпущенное нам на земле, мы посвятили Богу. Чтобы лучше понимали Его мысли и планы относительно каждого из нас. Это всё в наших силах, если, конечно, наша душа будет устремлена к Небу, а мысли к Богу».