Святитель Феофан Затворник писал, что «в Сретении Господа, окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».
Как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, Бог нам дал все, чтобы мы могли с Ним встретиться.
«И лишь одно мешает тому, чтобы эта встреча состоялась, – наше нежелание. Не торопится человек испытать то счастье, и ту радость, ради которой он и был рожден. Ставим ли мы перед собой такую цель, стараемся ли, чтобы наша жизнь была наполнена Богом? Будь это другая цель, скажем материальная, то человек уж наверняка бы постарался добиться этой цели. И средств для этого он не пожалел бы никаких. Скажем, человек хочет иметь высокую зарплату, для этого он готов идти по карьерной лестнице не замечая никаких трудностей. Как говорится, готов идти по головам. Но что он получает взамен? Возможно, почет, славу, зарплату, какие-то новые привилегии, которые ценятся в этом обществе. Получив все это, человек испытывает наслаждение, купается в лучах собственного тщеславия. Все это знакомо и осязаемо. А что получит человек, поставивший перед собой цель встретиться с Богом? Что даст ему усердная работа над собой, над своей душой? Это очень трудная задача, потому что тело требует одно, а заповеди Божьи – другое. Человеку приходится от многого отказываться ради этой цели, приходится бороться со своими страстями и грехами. А это очень нелегко. Чтобы идти прямо к своей цели несмотря ни на что, нужно знать, что тебя ждет, нужно знать смысл этой борьбы? Еврейский народ во времена Симеона Богоприимца потерял этот смысл и к чему это его привело? К крикам «Распни, распни Его!» А что ждет современное общество, которое не желает встретиться с Богом? И пусть даже в этом обществе много говорят о Боге и Церкви. Но что могут дать человеку все эти разговоры, что может дать Церковь, в которой нет Бога? Ровным счетом ничего. Бог дает нам выбор. Или быть с Ним, или быть против Него. Пока мы не осознаем, что не Бог, а мы сами должны остановить войну, победить голод, разруху, социальную несправедливость, ничего в нашем обществе не будет меняться к лучшему. Общество должно само избавиться от тех пороков, в которых погрязло. А что происходит на самом деле? Нам предлагают пойти в магазин и купить то, чего хочется нашему телу. Предлагают получать от жизни лишь одни удовольствия, забывая при этом о душе. А когда наступит насыщение, человек с удивлением замечает, что его уже ничто не радует. А все потому, что душе нашей нужно совсем другое. Душе нужна радость, а не удовольствия. Эта радость никогда не заканчивается, и этой радостью никогда не насытишься. Господь говорит нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье». Но слышит ли современное общество Его призыв? Причем Царствие Божье не является чем-то эфемерным и не находится от нас за тридевять земель. Христос приходит в этом мир, чтобы указать нам этот путь и пройти его вместе с нами. Но чтобы пройти его, нам как раз и необходима прежде встреча с Ним. Эта встреча станет реальностью вследствие чистоты наших душ. Когда мы будем сохранять эту чистоту, мы будем чувствовать присутствие Божье в своей жизни, чувствовать неоскудевающие Его милости и живительные силы, которыми будет наполняться наша душа. И Царствие Божье будет внутри нас. И тогда наша жизнь станет совершенно иной, радостной, потому что будет озарена светом Божественной любви».
Поздравив всех с престольным праздником, Владыка пожелал всегда сохранять желание встретиться с Богом.
«Не думайте, что эта встреча возможна лишь на смертном одре. Каждый миг, каждый день нашего земного бытия может подарить нам эту встречу. Ведь все для этого у нас есть, все для этого нам дал Бог. Нам же остается одно – захотеть этого всем своим сердцем, всей своей душой, всем своим разумением».