«Читая сегодняшнее апостольское послание, – сказал Его Высокопреосвященство, – следует обратить особое внимание на то, с какой любовью апостол Павел обращается к своему ученику Тимофею.
Чаще всего он называет его «Сын мой» или «Возлюбленный сын мой». Конечно же, Тимофей не был биологическим сыном апостола Павла. Они вовсе не были родственниками, связанными лишь узами кровного родства. Их связывали более прочные узы, – духовные. Естественно, Тимофей и был его духовным сыном, которого он родил в благовествовании Христовом. Апостол Павел был очень привязан к Тимофею, который был в его команде, который помогал настолько, насколько хватало сил и возможностей. Апостол посылал его в различные церкви с посланиями и вестями, при этом всегда просил, чтобы относились к нему с уважением, несмотря на его молодость.
Из Священного Писания нам мало что известно о жизни Тимофея. Мы лишь знаем, что он стал учредителем многих церквей, наставником для христиан и епископом Церкви в Эфесе, а имя его переводится как «тот, кто чтит Бога». Если мы называем себя христианами и чтим Бога, то чему мы в первую очередь должны научиться у апостола Павла? Прежде всего, тому, что в нашей православной традиции с любовью и почтением принято обращаться не только к тем, кто старше. Мы, православные, обращаемся друг к другу словами «брат» или «сестра». Так нас научил обращаться Христос. «Один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он. Но что сегодня стоит за нашими обращениями? Вкладываем ли мы в них подлинный смысл? Не является ли это лишь исполнением правил церковного этикета? За обращением «брат мой» или «сын мой», как мы только что в этом убедились, должна стоять любовь. Да, за годы безбожия связь поколений и наших традиций была прервана. Многое, чтобы придавало жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям, утеряно. К счастью, все это восстанавливается. Пусть только по частям и с трудом, но восстанавливается. То, что наши пращуры впитывали с детства и что становилось потом естественным – правила поведения, обхождения, учтивости, словом, все то, что сложились на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности, нам приходится заново постигать. Но если в стенах церкви мы еще с этим справляемся, то в нашей повседневной жизни соблюдать наши православные традиции у нас получается не всегда. А ведь это не просто обращение, это не просто нормы вежливости и правила церковного этикета. Все это неразрывно связано с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, – с почитанием к Богу, с благочестием. Это отражает нашу жизненную позицию, наше отношение к людям, воспитанное верой в Бога, почитанием Его святых законов. Почтение к Богу невозможно без почтения к людям. Говоря друг другу «брат», «сестра», мы тем самым не только подчеркиваем свое отношение к нашей вере, к Богу, но и показываем свои лучшие человеческие качества. Не уста наши произносят эти слова, а наше сердце, наполненное доверием и любовью к человеку, к которому мы обращаемся».
Раньше, как сказал еще владыка, нравственное воспитание человек получал с детства.
«В школах преподавался Закон Божий, по воскресеньям семьи ходили в церковь, посещали богослужения, но и вне храма они постоянно совершали молитвы.
Сегодня мы слышим, как апостол Павел просит своего любимого ученика, своего сына возлюбленного Тимофея, укрепляться в благодати. Последуем же и мы этому совету. А что могут значить для нас слова «укрепляться в благодати?» Это значит, что мы должны укрепляться силой любви. Пусть же эта сила никогда в нас не ослабевает и помогает в нашем нравственном совершенствовании, в нашем восхождении к вершинам благочестия».