«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».
«Этими словами апостол Павел сегодня обращается к нам, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
– Казалось бы, эти строчки несут скудную информацию, но если задуматься и взглянуть в заключённый в них глубинный смысл, то, наверное, всё, о чём говорит Церковь, может быть выражено этими строчками. Здесь Апостол как будто не о себе рассказывает, а о ком-то другом. Насколько кротким и смиренным он предстаёт перед нами, и это, несмотря на то огромное наследие, которое он нам оставил. Почему он так поступает? Да всё потому, чтобы не возгордился. А ведь он был человеком, от повязки на голове которого мертвые воскресали. Какую он имел силу от Бога, и при этом не возгордился. Он говорит о знакомом ему человеке, который живет со Христом и был восхищён до третьего неба. Что этим он хотел сказать? Говоря о третьем небе, он имеет в виду ангельский мир. И при этом не уточняет, душой или телом был восхищён. Многим из нас знакомо состояние, когда во время богослужения душа испытывает небесную радость. В такие минуты кажется, что парит не только душа, но и тело. Этими строчками Апостол еще раз даёт нам понять, что человек триедин. А также говорит о том, что человек, живущий во Христе, всегда стремится к гармонии, к гармонии духа, души и тела. Да, наше тело может потерять душу, но душа остаётся бессмертной, потому что Духом Святым живиться, наполняется. И если душа наполняется Духом Святым, живет и наше тело. Но как добиться того, чтобы душа постоянно наполнялась Духом Святым, если человек привык гордиться, тщеславиться, привык выставлять себя напоказ. Как побороть в себе этот грех? И вот здесь вновь нам пригодится пример самого Апостола Павла, апостольство которого в первую очередь проявлялось в его смирении и терпении, с которыми он переносил многие испытания. Он ничего не брал с братьев своих за свои труды, а только давал. Он истощал свою душу за них, чем и доказывал свою безмерную любовь. Мы знаем, что он страдал многими физическими недугами, и просил Господа избавить Его от них. Но ответ Господа был таков: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И он перестал домогаться иметь от Бога больше, чем он имеет. Его пример должен научить нас никогда не скорбеть и не печалиться о жизненных трудностях, ибо это угодно Богу. Испытания нужны христианину для того, чтобы преодолевая их, демонстрировать миру не свою силу, а силу Божью. Человек слаб и немощен по своей природе, но это вовсе не означает, что он бессилен и безволен. Наша плоть слаба и подвержена многим болезням, но наш дух позволяет нам явить высшую цель нашего призваниям и достичь высшего совершенства».
По словам Владыки, когда человек делает всё ради Бога, напрягая при этом все свои силы, тогда и совершается в нём сила Божья.
«Сегодня апостол напоминает нам о райских обителях, которые уготованы для праведников. Но и каждый из нас может в них войти, если сможет избавиться от всего нечистого, что есть в его душе. И в первую очередь от своей гордыни. От той тонкой и незаметной гордыни, которая лишает человека сил и желания бороться с различными искушениями. Да, Господь посылает нам немало искушений, но для чего? Таким образом, Он нас проверяет. А мы, всегда ли с честью проходим такие проверки? Зачастую, даже в таких искушениях, человек умудряется тщеславиться и превозносить себя, вместо того, чтобы усмирить своё самолюбие. А чему нас учит апостол Павел? Он учит нас усмирять свое самолюбие. Вспомним, какие он терпел нападки от лжебратий, страдал от телесных немощей, мучился физически и морально. Но при этом понимал, что всё это попускается Богом ради того, чтобы не прославляли его люди, чтобы он не возгордился своим исключительным положением, чрезвычайностью откровений, «ибо и он был человек».
Любому человеку, который хочет следовать в своей жизни за Христом, как заметил Его Высокопреосвященство, невероятно трудно бороться со своими страстями.
«Как известно, поражение всегда приходит за шаг до победы. А это значит, что в борьбе с грехами нет перемирий и нет передышки. Эта борьба должна продолжаться постоянно – и днём и ночью. Если человек остановится – он проиграл. Господь же, всё даёт нам для нашей победы. И не нужно роптать на Бога, думая, что Он нас оставил один на один с врагом рода человеческого.
Но прежде, чем победить врага, нужно знать его оружие. А оружие дьявола против нас – это наши недостатки, наши пороки. И главный из них – наша гордыня. Справимся с ней, тогда легче будет справиться и со всем остальным. Хотя святые отцы считали, что с ней нельзя справиться окончательно, так как он паразитирует на наших добродетелях. Так они считали, потому что невозможно полностью победить свою греховность. Безгрешен только Господь, а человек остается грешным до последнего вздоха. Вот почему даже на смертном одре они находили, в чём каяться, и покидали этот мир в трепете. И уж коли корни всякого греха – в гордости, то, значит, она своими детьми и внуками присутствует в нас. Борьба с гордостью – это процесс и дело всей нашей жизни. Если с гордостью не бороться, не отслеживать её и не контролировать, то она овладеет нами, и тогда Бог станет нам уже не нужен».