Отца Иоанна называют пророком ХХ-го столетия. Многие события, предсказанные им, сбылись. В первую очередь это касается тех социальных катаклизмов, которые потрясли Российскую империю в начале прошлого века. Но верили и прислушивались к его словам далеко не все его современники. Особенно это касалось либеральной интеллигенции, – главного виновника всего того ужаса, который очень скоро охватит одну шестую часть планеты. Они откровенно смеялась над словами святого, который говорил, что построить общество благоденствия без веры в Бога невозможно. Отец Иоанн предупреждал, что народ, который отвернется от Бога, ждут великие беды. К великому сожалению, его слова оказались пророческими. Миллионы человеческих душ были принесены на алтарь сомнительных политических идей.
«Сегодня, — как отметил в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, вновь оставляют без внимания. К ним вновь либеральная интеллигенция не прислушивается, продолжая убеждать общество, что государственные интересы важнее Бога, что Бог, Церковь – это лишь инструмент для достижения политических целей. Нас пытаются отвернуть от Бога. Но ведь история уже не один раз показывала, к каким трагическим последствиям это может привести. А когда случится беда, опять будут говорить, что Бог нас не слышит, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отвернется от своего творения, как любящий отец никогда не бросит своё дитя. И уж тем более Он вовсе не садист, который испытывает удовольствие, видя наши страдания. Разница между тем временем и нашим лишь в том, что сейчас в нас убивают веру уже не так, как прежде. Уже не явно, говоря, что Бога нет, что Бог – это опиум для народа. Атеизм насаждался большевиками как официальная религия. Поскольку у них тогда ничего не вышло, сейчас пытаются заставить человека поклонятся истуканам. Бога пытаются представить этаким божком, который будет лишь исполнять желания. В то время как Бог, по словам того же Иоанна Кронштадтского «есть зиждительная, живая и животворящая Мысль». А о какой Мысли сегодня может идти речь? Человек становится машиной потребления. Такой же становится и его жизнь. Разве в такой жизни может быть место любви, добру, состраданию? А ведь наша жизнь, и это ярко показал своим примером отец Иоанн, должна быть посвящена деланию добра, делам милосердия, посвящена любви, причем любви жертвенной, деятельной. Отец Иоанн, видя нуждающихся в его помощи, не пускался в рассуждения: а хватит ли у меня сил, а не взваливаю ли я на себя неподъемную ношу, а не лучше ли, чтобы кто-нибудь другой помог, а нужно ли вообще помогать, а будет ли прок от моей помощи – как это частенько делаем мы, оправдывая свою пассивность. Он просто делал что мог, даже в ситуациях, когда, казалось бы, ничего сделать было нельзя: например, снимал с себя одежду или обувь и отдавал нуждающемуся. И Бог содействовал его любви, и неожиданно появлялись жертвователи, появлялись помощники. А появлялись именно потому, что отец Иоанн отдавал себя всего без остатка. Десятилетиями он спал не более четырех часов в сутки. Его день, благодаря дневнику и воспоминаниям очевидцев, реконструирован едва ли не по минутам. Без таких примеров современный верующий человек вряд ли сможет понять, что же такое настоящая духовная жизнь, потому что мало у нас сейчас примеров такой жизни, жизни людей чести, остающихся честными и перед Богом и перед людьми. При этом они остаются обычными живыми людьми, которые на собственной шкуре знают, что такое грех, что такое страсть, которые раздражаются, гневаются, обижаются, соблазняются – но и находят в себе силы на подлинное покаяние, преодолевают все это в себе».
Как сказал еще Его Высокопреосвященство, опасность нынешнего периода нашей общей истории состоит в том, что происходящие события ведут к опустошению и равнодушию человека.
«За всеми этими околоцерковными разговорами человек теряет интерес к Богу, а значит, и интерес к собственной жизни. Он как бы оставляет себя самого, бросает на произвол судьбы. И эта самооставленность так или иначе ведет его к богооставленности. Бог перестает обогащать его изобилием Своей любви. Лишь благодаря вере в Бога, вернувшись к Нему, человек поймет, какую славу он скрывал в себе еще с момента своего сотворения. Поймет блеск человеческой природы и бытия – но только тогда, когда Бог войдет в него. А если Бог не войдет в человека, всем будет казаться, что этот человек очень ценен, но это будет только внешним призраком, иллюзией».
Поздравив отца настоятеля и прихожан с престольным праздником, Владыка пожелал, чтобы Господь по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского помогал укреплять нашу веру для исполнения заповедей Божьих.
«И главную из них – заповедь любви. Стараясь любить ближнего, стараясь заботиться о ближнем, молясь о них, свидетельствуя им о Христе, мы можем изменить в своей жизни очень многое».