×
Четверг, 28 Марта 2024
мчч. Ага́пия,
Пу́плия,
Тимола́я (Тимофе́я),
Роми́ла,
Алекса́ндра,
Алекса́ндра (другого),
Диони́сия,
Диони́сия (другого);

сщмч. Алекса́ндра;
мч. Ника́ндра Египтянина;
сщмч. Алекси́я Виноградова;
сщмч. Михаи́ла Богословского;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/na-voronezhskoy-zemle-zvuchit-ukrainsk
голосов: 1
5 1
15 Мая 2019 г

14 мая 2019 года запорожские паломники в первый день своего путешествия по святым местам Украины и России совершили остановку в Воронеже, где Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе города, вознеся молитвы о мире в Украине за богослужением и у честных мощей святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, священномученика Петра, архиепископа Воронежского.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/05/ILS_2253.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/05/ILS_2253-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

«Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго».

«Слушая во время богослужения эту историю, – сказал Его Высокопреосвященство, – нам кажется, что эти события были очень давно и к нам никакого отношения не имеют. На самом деле это не так. И прежде всего потому, что слово Божье не устаревает. И сколько бы лет не прошло с тех пор, вчитываясь в Книгу Деяний святых апостолов, мы будем находить для себя все новые и новые смыслы. Ведь каждое слово Священного Писания для верующего человека звучит не просто так, оно содержит важный назидательный смысл. В чем же смысл сегодняшнего повествования? Как часто нам приходится слышать от людей, впервые пришедших в храм в дни, когда привозят чудотворную икону вопрос: от какой болезни эта икона? Мне всегда больно это слышать, когда к нам в город Запорожье привозят такие иконы. Сегодня рядом с нами невидимо молятся святитель Митрофан и другие угодники Божьи. И всегда найдется тот, кто спросит: от чего они помогают? Я скажу одно – они не от головной боли, не от почечной колики. Они – от греха. Они помогают нам бороться со грехом. Они – примеры воинов Христовых. Мы почему-то как Симон волхв ищем каких-то чудес, какой-то силы. Но забываем, что нам нужно очистить душу, очиститься от греха и мы приобретем все то, что нам необходимо. А что нам необходимо? Нам нужна хорошая зарплата, как мы без денег в этом современном мире? Нам необходимо здоровье, ведь мы не можем прожить без здоровья. Нам кажется, что будь у нас здоровье, мы бы сделали очень много и для Церкви, и для людей. Но раз здоровья нет, то тут уж не обессудьте. Казалось бы все правильно. И копеечку нужно попросить у Бога, и здоровье. Но только ли в этом состоит наше земное счастье? Можно иметь много денег, можно иметь богатырское здоровье, и при этом оставаться несчастным. А все потому, что человек забыл слова Христа, которые Он произнес Своим ученикам: «Без Меня не можете делать ничего». То есть ничего мы не сможем сделать без Бога. А вот человек, не имеющий много денег, не имеющий исполинского здоровья, но имеющий веру в Бога, способен горы свернуть. Он может очень много для своего счастья и счастья тех, кто рядом с ним. Он может растопить сердца людей, он может строить и созидать. Он может сделать все, что необходимо для спасения нашей бессмертной и бесценной души».

Как сказал еще Запорожский митрополит, каждого, кто стоит сегодня в храме привел сюда Бог, но не каждый точно знает ради чего он здесь.

«Один пришел, чтобы попросить для себя и близких здоровья, возможно прибавки к зарплате, повышения по службе, удачи на экзамене. Но немало и тех, кого привела сюда любовь к Богу. Немало и тех, кто пришел в храм Божий, чтобы разделить с нами пасхальную радость, кто хочет здесь встретиться с Богом. Здесь в храме, где Он невидимо восседает на Престоле, где возносятся молитвы, где едиными устами и единым сердцем возносится Ему хвала. Господь слышит каждого из нас, и, наверняка, просьба тех, кто сегодня обращается к Нему с искренней и чистой молитвой, будет исполнена.

Исполнена для того, чтобы человек затем вновь пришел в храм Божий, но уже не ради просьбы, а ради благодарности. Часто ли мы благодарим Бога? Благодарим ли мы Его за то, что мы сегодня проснулись, что стоим на богослужении, видим свет Божий, дышим, думаем, чувствуем, мечтаем, любим?»

По словам Владыки, слово Божье является тем совершеннейшим оружием, без которого невозможно победить врага рода человеческого.

«Сегодня он пытается нас отвернуть от Господа. Пытается отвратить от спасительного пути. И как часто мы поддаемся на эти искушения. Как часто мы забываем о Боге и помним только о своем. Как часто мы отталкиваем от себя руку, протянутую нам Богом. А ведь Он всегда рядом, Он всегда видит, когда нам особенно тяжело и, как любящий отец или старший брат, пытается нам помочь, берет нас на руки, пытается взвалить на себя нашу ношу. Но замечаем ли мы это? Благодарим ли мы Его за это? Нам кажется, что в иных жизненных ситуациях нам просто повезло: то врач попался опытный, – назначил нужные лекарства, то хирург с золотыми руками, – вовремя и профессионально провел операцию. А Бог как будто и ни при чем. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы будем приходить в храм за разрешением собственных проблем, а не для встречи с Господом».

В заключение своей проповеди Запорожский митрополит пожелал брать пример со святых угодников, которые не имели тех бытовых условий, в которых сейчас живет современный человек, но они так же были искушаемы дьяволом.

«Нас с ними объединяет вера в Бога и Матерь-Церковь, которая всё нам дает для борьбы со грехом. Дело за малым, – за нашим желанием. Воспользуемся же тем великим даром, который дает нам Господь, – временем для покаяния, чтобы в жизни вечной быть вместе с Ангелами и наслаждаться радостью общения с Богом».

 

Святитель Митрофан Воронежский

В миру Михаил, в схиме Макарий; родился 6 (16) ноября 1623 года в селе Антилохово, почил 23 ноября (4 декабря) 1703 года в Воронеже. Причислен к лику святых 25 июня (7 июля) 1832 года.

Его родители принадлежали к духовному званию, по словам самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел сына.

В сорок лет Михаил овдовел. В 1663 году был пострижен в монашество с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. Во время его настоятельства в монастыре был построен новый Спасский храм, который был снабжён всей необходимой церковной утварью.

С 1675 года Митрофан являлся игуменом Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых. Под его руководством и в этой обители был сооружён новый храм — каменный Благовещенский с трапезною и колокольней, освящённый в 1680 году.

В 1677 году по поручению Патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского с уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году, одновременно с настоятельством в Унженском монастыре, он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

2 (12) апреля 1682 года назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учреждённой кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений. На территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» (украинское в данном случае означало окраинное).

В конце августа 1682 епископ прибыл в свою епархию. В житии святителя Митрофана даётся такая оценка его деятельности в качестве правящего архиерея:

«Как опытный хозяин, радеющий об имуществе церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святой Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал своё служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам».

В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный пятиглавый, также освящённый к 1692 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и ставший в то время самым большим зданием города. Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина. Епископ принимал меры к повышению нравственного уровня как монашествующих, так и белого духовенства, заботился об их авторитете, защищал священников от притеснений со стороны мирян. Был строгим, но справедливым архипастырем. Активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в сёлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Украины. Много занимался благотворительностью, по словам биографа владыки, «дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения».

Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 году. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).

В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж:

«Государь пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя. В последующем он не изменил своё негативное отношение к европейским обычаям и включил в своё духовное завещание резкое предостережение патриарха Иоакима против сближения с иноземцами. Несмотря на это, он до самой смерти пользовался расположением царя, с которым в последний раз встречался в 1702.

В августе 1703 года епископ Митрофан тяжело заболел. 10 (21) августа 1703 года был пострижен в схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря, в котором был игуменом до своей архиерейской хиротонии. В своём завещании, в частности, писал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

23 ноября (4 декабря) 1703 года святитель Митрофан скончался, при его погребении 4 (15) декабря 1703 года присутствовал царь Пётр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения Пётр I сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами». Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа.

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела святителя Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание святителя Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти: 23 ноября (6 декабря) преставление, 19 июля (1 августа), 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989).

Ныне мощи почивают в ново построенном  Благовещенском кафедральном соборе,  расположенном в центре города Воронежа. Собор возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Его кресты видны практически из любой части города. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора.

Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и по своей архитектуре напоминает Владимирский собор Воронежа, находившийся на Кольцовской улице. Владимирский собор, построенный по проекту одного из учеников Тона, был разрушен в 1931 году.

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. По этому случаю, 5 и 6 декабря в Воронеже проходили масштабные торжества, в которых приняло участие большое количество горожан и гостей города.

5 декабря состоялся крестный ход — из Покровского собора в Благовещенский перенесли святые мощи святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского и священномученика Петра, архиепископа Воронежского. После этого, в новом храме состоялось праздничное Всенощное бдение.

6 декабря, в день памяти святителя Митрофана, состоялось официальное открытие Благовещенского собора. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий отслужил здесь праздничную Божественную литургию.

 

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878–1929)

В миру Василий Константинович Зверев, родился 18 февраля 1878 года в семье священника. Отец Константин Зверев служил в приходском храме в Вишняках под Москвой, затем был назначен настоятелем храма святого Александра Невского при доме Московского губернатора. После гибели великого князя Сергея Александровича отец Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом монастыре в Кремле. В 1895 году Василий Зверев окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Через четыре года он подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской духовной академии, и после испытаний был принят в число студентов.

В 1900 году он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во иеромонаха.

Через два года удостоен степени кандидата богословия. По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию. В 1903 году он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме. В 1907 году стал инспектором Новгородской духовной семинарии.

В июне 1909 года Святейшим Синодом был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. Во время пребывания в Белевском монастыре иеромонах Петр имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Он также неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях. 8 августа 1910 года был возведен в сан архимандрита. Спокойные годы, которые оставались до начала первой мировой войны, он провел в непрестанных трудах и заботах, много внимания уделяя не только монастырю, но и жителям окрестностей. С самого начала войны в Спасо-Преображенском Белевском монастыре был развернут лазарет на 12 коек. Архимандрит Петр оставался настоятелем монастыря до октября 1916 г.; когда он по предписанию Святейшего Синода был направлен в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского). Архимандрит Петр должен был отбыть в Северо-Американскую епархию. Поездка не состоялась, и архимандрит Петр уехал на фронт, где был проповедником до февральской революции 1917 г.

В 1917 г. был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Там произошел первый арест: он был заключен в тюрьму в качестве заложника. В 1918 году в течение некоторого времени архимандрит Петр был настоятелем Успенского Желтикова монастыря в Твери.

15 февраля 1919 г. был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

В Нижнем Новгороде владыка поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Ранее в этом монастыре жил епископ Лаврентий (Князев), расстрелянный большевиками 6 ноября 1918 года.

Владыка Петр благословил строго соблюдать устав службы, несмотря на малочисленность братии и трудности жизни прихожан. Епископ Петр обращался к благочинным епархии с призывом привлекать как можно более людей для участия в богослужении. Многие прихожане принимали участие в церковной службе.

Епископ Петр часто служил в Сормове, и многие рабочие любили его. Когда в мае 1921 г. владыка был арестован, рабочие объявили трехдневную забастовку. Власти, обманув рабочих обещанием отпустить владыку, в действительности отправили его на Лубянку в Москву. Он был в Бутырской тюрьме, затем в Таганской, где тяжело заболел от истощения. Далее он был переведен в Петроград, где пробыл до 4 января 1922 г. и в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы был освобожден. В праздник Рождества Христова 1922 года владыка служил в храме Марфо-Мариинской обители, а на второй день праздника – в храме Христа Спасителя.

В Москве владыка был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
В Твери он поселился в Успенском Желтиковом монастыре. Так же, как и в Нижнем Новгороде, владыка стал строго соблюдать устав богослужения и усиленно старался сохранять в народе традиции благочестия.

Когда весной 1922 года начался голод в Поволжье, владыка Петр сам принял решение оказать возможную помощь голодающим. Был объявлен сбор пожертвований. В это нелегкое время владыка стал сам служить каждый день, как священник, утром и вечером.

Летом 1922 года начался обновленческий раскол. 19 сентября епископ Петр обратился к пастве с воззванием, в котором изъяснял сущность обновленческого раскола и отношение к нему Православной Церкви. Цензура ГПУ не разрешила публиковать обращение. ГПУ стало искать лжесвидетелей для того, чтобы обвинить владыку в незаконном распространении воззвания. В Твери 24 ноября 1922 года епископ Петр был арестован, доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму.

Комиссия НКВД по административным высылкам 26 февраля 1923 года приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года. На пятой неделе Великого поста, в день «стояния Марии Египетской», епископа Петра отправили с этапом в Ташкент, местом его пребывания определили город Перовск. В апреле 1923 года этап прибыл в ташкентскую тюрьму. Вместе с владыкой в этом этапе были представители тверского духовенства. Во время пребывания в ссылке владыке удавалось переписываться со ссыльными священниками. Когда в 1923 году был освобожден патриарх Тихон (Беллавин), то в списке архиереев, поданном им властям с требованием освобождения, был и епископ Петр. В конце 1924 года епископ Петр прибыл в Москву. Есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией.

После смерти патриарха Тихона, 16 июля 1925 г., владыка был послан местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром в Воронеж, в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому тогда было уже 84 года. Владыка пробыл в Воронеже до осени 1925 года, когда он был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву.

6 января 1926 года скончался митрополит Воронежский Владимир (Шимкович). Епископ Петр, будучи в сане епископа Старицкого, прибыл в Воронеж 10 января и вместе с митрополитом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) отпевал почившего митрополита.

Верующие желали, чтобы владыка Петр взошел на Воронежскую кафедру. Православными были выдвинуты владыке своего рода условия: его просили о неучастии в политических группировках, чтобы оградить от возможных притеснений власти. Владыка писал: «…не дерзаю отказываться и изъявляю полное согласие на занятие Воронежской кафедры…»

После народного избрания владыка поехал в Москву, чтобы получить подтверждение от священноначалия. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) признал это избрание и во второй половине января назначил владыку на Воронежскую кафедру, возведя его при этом в сан архиепископа.

Многие храмы в Воронеже были к этому времени захвачены обновленцами. В этой обстановке владыка умел успешно противостоять расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к верующим. Архиепископ Петр служил по афонскому чину, все богослужение совершалось неспешно и без пропусков. Партесное пение владыка не любил; во время его служения часто пел весь народ, вдохновляемый и управляемый постоянным хором владыки. В результате деятельности владыки Петра началось возвращение Православной Церкви захваченных храмов. Обновленческие священники приносили публичное покаяние. Противодействие обновленцев стало усиливаться. В их руках оставалось все меньше храмов. В это время, опасаясь провокаций и нападений, прихожане организовали охрану владыки. Его сопровождали на улице и даже оставались с ним в доме. Верующие желали, чтобы владыка приезжал в села губернии, но власть официально признавала только обновленцев, и на все просьбы разрешить владыке поездки по епархии отвечала отказом.

Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Он держался спокойно и достойно, и очевидцы говорили, что многие в этом учреждении невольно обнажали голову при его появлении.

Осенью 1926 года должен был состояться съезд обновленцев, под руководством сотрудника ГПУ. Многих архиереев обыскивали, желая найти поводы для обвинений. Однажды архиепископ Петр, возвратясь в свой дом после службы, увидел ожидавших его с ордером на обыск. Им было приказано доставить владыку в отделение милиции. Когда архиепископ Петр, согласившись на уговоры милиционеров подождать некоторое время, вышел из дома в сопровождении конвоира, за ним последовало несколько сот человек. Люди стояли около отделения милиции. Верующие требовали гарантировать, что владыка останется на свободе. В ответ были произведены аресты, произошли столкновения с собравшимися. Прибыл наряд конной милиции. Всего несколько человек смогли дождаться, когда владыку после допроса отпустили домой.

Архиепископ Петр был вызван в ОГПУ 29 октября 1926 года. Ему показали телеграмму, в которой говорилось, что он вызывается органами ГПУ в Москву для совещания по церковным вопросам. К владыке пришли представители верующих, которые собрались ехать вместе с ним в Москву, надеясь на возможность переговоров с ГПУ. В это же время проходила «XV Всесоюзная партийная конференция», на внимание которой, веря в заботу о благе народа, также надеялись верующие. К председателю Воронежского исполкома, который был на этой «конференции», тоже приехали представители общин. Результатом этих обращений стали только публикации в прессе с призывами «предать суду Петра Зверева» и соответствующая «резолюция конференции».

В газете «Воронежская коммуна» от 28 ноября 1926 года, в первый день Рождественского поста, была статья на эту тему. Владыка, зная положение дел, был печален. В эту же ночь к нему явились сотрудники ОГПУ. После обыска владыка был немедленно заключен под стражу. Весть об аресте разнеслась по городу. Владыку сразу повезли в Москву. Верующие бросились к поезду, но перрон был оцеплен чекистами. Вместе с владыкой были арестованы архимандрит Иннокентий (Беда) и многие близкие ему люди, большей частью воронежские рабочие.

Следствие было закончено к концу марта 1927 года. 26 марта Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило всех арестованных одновременно с владыкой к разным срокам; сам архиепископ Петр с приговором «10 лет» был отправлен в Соловецкий лагерь весной 1927 г.

Владыка был определен в 6-ю рабочую роту 4-го отделения, в стенах монастыря, затем был переведен в 4-ю роту 1-го отделения, также располагавшегося в упраздненном монастыре. Он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием. Потом владыку перевели на должность счетовода на продовольственном складе, где в то время работало заключенное духовенство. Он жил в помещении при складе, вместе с епископом Печерским Григорием. На Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, и владыка имел возможность служить. Молитва в храме была для него великим утешением. В первую зиму на Соловках владыка лишился своего верного сподвижника и помощника, архимандрита Иннокентия, он скончался 24 декабря (6января) 1928 года. Летом 1928 года ссыльный епископат избрал владыку Петра главой Соловецкого православного духовенства. Режим и условия жизни СЛОНа все более ужесточались. Новое лагерное начальство, желая уничтожить влияние владыки на заключенных, отправило его в октябре 1928 года на Анзер.

Владыка Петр находился на лагерной командировке, расположенной в доме «спасательной станции» на Троицком мысу. 15 января 1929 года владыка писал:«Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит: У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем.»

В январе 1929 года владыка заболел тифом и был доставлен в больничный изолятор, открытый в стенах церкви Распятия Господня на Голгофе. В эту больницу со всех островов привозили тяжело больных. 

Скончался 7 февраля 1929 года. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло». Лагерное начальство приказывало хоронить всех умерших в общих могилах. Архиепископ Петр был также сначала похоронен в общей могиле, но заключенные добились разрешения перезахоронить его в отдельной могиле. Вопреки запрещениям начальства, его облачили в мантию и клобук, одели омофор, вложили в руки крест, четки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле был поставлен крест.

Честные мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года. Канонизован в 1999 году как местночтимый святой Воронежской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе2000 для общецерковного почитания.

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться

23 марта 2024 года, в первую субботу Великого поста, в день памяти великомученика Феодора Тирона и 40-ка мучеников Севастийских, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Запорожья и обратился с проповедью о значении сегодняшнего дня в деле нашего спасения.

Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих

24 марта 2024 года, в день Торжества Православия, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Покровском архиерейском соборе.

«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»

22 марта 2024 года, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Николаевском женском монастыре.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.

27 -го марта Свято-Никольский храм города Запорожья посетила икона Пресвятой Богородицы "Страстная".

24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»
19.03.2024
«Душа человека должна взбодриться и пробудиться от самоуспокоенности и духовного анабиоза»
18.03.2024
ХРАМ КН. ОЛЬГИ. Праздник Православной Масленицы в Прощеное воскресенье
18.03.2024
В неделю сыропустную, прощёное воскресение владыка Лука испросил у всех прощения
18.03.2024
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
17.03.2024
Масленица в храме Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
17.03.2024
ТРАДИЦИОННОЕ УГОЩЕНИЕ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ В СТЕНАХ ПОКРОВСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
17.03.2024
«Для верующего человека поиск Бога сопровождается не печалью и слезами, а радостью»
16.03.2024
Владыка Лука покрестил девятого ребёнка клирика Запорожской епархии
16.03.2024
Великопостное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашеству, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии
15.03.2024
«Да очистит Господь силой Своей благодати наши сердца и пошлёт нам дар прощения»
11.03.2024
День хиротонии
11.03.2024
ХРАМ КН. ОЛЬГИ. Во славу Божью для людей
10.03.2024
«Бог взял человека и поселил его в саду Эдем» (Бытие 2:8, 15).
09.03.2024
«Для человека нет ничего драгоценнее веры в реальность Царствия Небесного»
04.03.2024
Февральский номер газеты «Летопись Православия» ждет встречи с читателями!
04.03.2024
«Либо мы культивируем в себе плевела, либо взращиваем семена Божьи»
03.03.2024
Милосердие
03.03.2024
«Чувства даны человеку для пользы его души»
01.03.2024
ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ЛУКИ К ПРОТ. ИОАННУ ЛАЗОРКО И МАТУШКЕ СВЕТЛАНЕ ПО СЛУЧАЮ РОЖДЕНИЯ 9-ГО РЕБЕНКА
28.02.2024
Запрошуємо до створення читацького простору
25.02.2024
Владыка совершил богослужение в неделю о мытаре и фарисее
24.02.2024
«Чем полнее действие благодати Божьей в человеке, тем ближе он к пониманию великой тайны»
23.02.2024
«Войдите в радость Господа своего!»
23.02.2024
«Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего»
19.02.2024
Сретение — это значит «Встреча»
18.02.2024
«В человеке изначально было заложено стремление к Богу как к Источнику жизни и всяческих благ»
18.02.2024
Человек рождается для того, чтобы приготовить свою душу к жизни вечной
16.02.2024
«Молитва любого святого перед Престолом Божьим бесценна для каждого из нас»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95