Как центр духовной жизни монастырь стал формироваться с конца 1939 года, когда по причине советско-финской войны около 190 монахов из Валаамского монастыря были вынуждены покинуть остров и осесть на новом месте. Посещение такого рода островков православной веры и культуры, по словам Его Высокопреосвященства, помогает верующему человеку, и прежде всего паломнику, лучше понять и осознать значение духовной жизни.
«Несмотря на религиозный энтузиазм некоторых политиков, переходящий все разумные границы и стремящийся увести человека в сторону от самого главного – от спасения его бессмертной души, наша Церковь, как чадолюбивая Мать, продолжает говорить о пользе духовной жизни. В чем же состоит эта польза? А в том, чтобы делать все, что помогает нашей душе восходить к Богу. У человека есть одна жизненная цель – приобретение Божественных свойств, приобщение к Божественному естеству, как говорил апостол Павел. По сути, любое дело, совершаемое нами, можно измерить этой духовной пользой. Если мы, покидая эту обитель, или иное святое место, почувствуем, что в нашей душе стали происходить перемены, и мы уже не смотрим на своих близких, как на инструмент удовлетворения своего образа жизни, а как на образ Христов, значит, мы извлекли духовную пользу, значит, мы начинаем жить духовной жизнью. Человек часто ропщет, попадая в ту или иную сложную житейскую ситуацию, сталкиваясь со скорбями, при этом не отдавая себе отчета в том, что именно непонимание пользы духовной жизни и тех заветов, которые оставил нам Христос, как раз и порождают языческие, богопротивные, а попросту говоря, бесовские действия и поступки. Нередко такие люди, не имеющие ни малейшего представления о духовной жизни, дерзают вмешиваться в дела Церкви, поучать подобно фарисеям и саддукеям. Что ждет таких людей? Эти люди лицемеры. На словах они могут говорить, что они Божьи, но на самом деле их ждет богооставленность. Сегодня мы вспоминаем пророка Илию, который оставался твердым и бескомпромиссным в отстаивании веры. Этого же я хочу пожелать и всем нам. Будьте тверды в нашей вере и в исповедовании Христа, исполняя главную Его заповедь – заповедь любви».
В заключение Владыка еще раз пожелал, чтобы посещение храмов и монастырей послужило на пользу духовной жизни, созиданию христолюбивой души.
«Каждый человек является или христолюбцем, или христоборцем, — третьего не дано. Каждому человеку предстоит решить: или быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, хочет он этого или нет, желая того или не желая, решает эту проблему самостоятельно».
История обители:
24 июля 1940 года руководством эвакуированного валаамского братства была оформлена сделка на покупку усадьбы XIX века «Папинниеми», принадлежавшей Юрьё Саастомойнену и расположенной в сельской местности Хейнявеси, а выбор места был обусловлен обнаружением в главном здании усадьбы небольшой иконы святых Сергия и Германа Валаамских. Новый монастырь получил названием «Ново-Валаамский», а первая Преображенская церковь была устроена из двух переоборудованных под храм амбаров. В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с Валаама: иконы нижнего ряда иконостаса первоначально находились в трапезной церкви Валаамского монастыря, иконы второго яруса — из праздничного ряда иконостаса главного храма, а царские врата — из нижнего храма. Игуменское кресло, находящееся в настоящее время в левом углу храма, было изготовлено в 1869 году для игумена Дамаскина (Кононова). Позднее в состав Ново-Валаамского братства влилась монашеская община эвакуированного Печенгского монастыря (настоятель которого игумен Паисий (Рябов)попал в руки советских спецслужб и 12 декабря 1940 года был расстрелян). В 1956 году в монастырь переселились монахи Коневецкого монастыря, привезя с собой чудотворную Коневскую икону Божией Матери (в настоящее время вместе с Валаамской иконой Богоматери находится в каменном Преображенском соборе обители). После окончания Второй мировой войны митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, включив обитель в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1957 году Русская православная церковь вернула монастырь в духовное и административное подчинение Финляндской архиепископии, а часть братии, не принявших введение в монастыре нового стиля, получив разрешение, переехала в Псково-Печерский монастырь. В 1977 году в связи с празднованием 800-летия православия в Финляндии в монастыре по проекту архитектора Ивана Кудрявцева был построен каменный Преображенский собор. В 1984 году в монастыре был возведён культурный центр, объединивший помещения монастырской библиотеки и архива, конференц-зал, а также центр по реставрации икон и произведений живописи. с 19 по 27 июня 1988 года здесь проводилась пятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу, её темой стало обсуждение вопроса «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия». В 1989 году рядом с Преображенским собором было возведено здание Валаамского народного училища. В 1997 году на берегу озера, у монастырской пристани, была построена и освящена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, а на другом берегу бухты было устроено братское кладбище, где в 1979 году была возведена часовня в карельском стиле в честь святого преподобного Германа Аляскинского. На монастырском кладбище помимо братии Ново-Валаамского монастыря погребены также насельники и насельницы Коневского, Печенгского и Линтульского женского монастырей(находится в 18 км от Нового Валаама). Летом 2006 года рядом с оградой кладбища была построена и освящена часовня во имя святого Иоанна Крестителя.
Коневская икона Божией Матери (также Афонская Акафистная, Святогорская, Голубицкая) — почитаемая в Русской Православной церкви и Финляндской Православной церкви чудотворной икона Богородицы, в 1393 годупринесённая с Афона в Россию преподобным Арсением Коневским, основателем Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
Икона была получена Арсением в дар от игумена Иоанна Зидона, благословившего его на возвращение в Россию и постройку монастыря в честь Богородицы. В новом монастыре икону поместили в собор Рождества Пресвятой Богородицы где она хранилась до 1610 года, когда по причине нашествия шведов её перенесли в Новгородский Деревяницкий монастырь. В 1798 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) икона вернулась в родной монастырь, а в Деревяницком монастыре оставили её список в серебряном окладе.
Коневская икона относится к иконописному типу Одигитрия, но вместо традиционного свитка Христос держит в левой руке двух птенцов. На обороте иконы помещён образ Спаса Нерукотворного.
Валаамская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви и Финляндской архиепископии чудотворная икона Богородицы, написанная 1878 году в Валаамском монастыре (ныне сохраняется в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии).
Икона была написана валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым) 17 октября 1878 года по типу византийских образов Богоматери «Панагия» (всесвятая) и «Никопея» (победительница) и изображена в полный рост, держа Богомладенца перед собой. Вместе с тем держава в руке младенца-Христа ведёт своё происхождение от западного образа — Christus Salvator Mundi (рус. Христос — Спаситель мира).
Другой особенностью иконы является изображение Богородицы с босыми ногами, что является, возможно, единственным прецедентом в православной иконографии.
В нижнюю часть иконы игуменом Гавриилом (Гавриловым) была вложена частица ризы Божией Матери.