×
Четверг, 25 Апреля 2024
прп. Васи́лия исповедника;
сщмч. Зино́на Веронийского;
прп. Исаа́ка Сирина;
прмчч. Ми́ны,
Дави́да,
Иоа́нна;

прп. Анфу́сы девы;
прп. Афана́сии Эгинской;
прмч. Се́ргия Крестникова;
Икон Божией Матери: Муромская, Белыничская.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/na-muromskoy-zemle
голосов: 1
5 1
9 Июня 2019 г

17 мая  2019 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию пред мощами святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/06/ILS_2873.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/06/ILS_2873-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Воистину пути Господни неисповедимы. Этим крылатым выражением, как правило, или утешают тех, кто столкнулся с несчастьем, или наоборот, подбадривают, что не все, мол, пропало, и все еще можно исправить. Как говорится, не было ни гроша, да вдруг алтын. Кто был ничем, тот скоро станет всем или кто был первым, тот может при неправильном поведении стать последним.

Автором этого изречения является апостол Павел, – гонитель христиан, бывший последним в глазах Господа и ставший затем первым, которого Церковь чтит наравне с Петром, называя первоверховным.

«Во время сегодняшнего богослужения, – напоминает Его Высокопреосвященство, – мы еще раз слышим слова Христа «Савл, Савл, что ты гонишь Меня», обращенные к человеку, которому в будущем суждено стать апостолом Павлом и «избранным сосудом» Господа. Разве мог он подумать в ту пору, кем ему суждено будет стать для Церкви и миллионов христиан? «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» А как смысл этих слов касается нас, сегодняшних православных христиан?  До конца ли мы понимаем своим человеческим разумом ход исторических событий и наше место в них, не говоря уже о замысле Господа об этом мире? Мы не гоним Христа в буквальном смысле, физически, как Савл. Но являемся ли мы «избранными сосудами» Христа? Да, мы ходим в храм, принимаем участие в жизни прихода, причащаемся. Но становимся ли мы частью Господа? Ведь в нас так много страстей и так много замыслов, которые не учитывают волю Божью. Происходит ли наше соединение с Ним? Не пытаемся ли мы лишь прилепиться к Христу, а не жить с Ним?  Вот это является самым главным в нашей жизни. Главным потому, что жизнь со Христом – это очень и очень трудно. Нас раздирают чувства, желания, страсти, амбиции. Мы не можем смириться перед ближним. Мы считаем себя выше других. При этом мы не задумываемся о том, что с нами происходит. А может все, что каждый из нас имеет в жизни, имеет именно благодаря тому человеку, которого осуждает, считает своим врагом. А если не осуждать, а наоборот, возблагодарить? Многие ли способны на такой подвиг?

Сегодня мы молимся у мощей святых Петра и Февронии, которых принято называть покровителями семейной жизни. Я против того, чтобы считать того или иного святого покровителем чего то одного.  Получается, что если считать только Петра и Февронию покровителями семьи, то другие угодники Божьи уже не покровители, и к ним в молитвах уже обращаться не нужно? Церковь это не аптека, где можно заказать и получить нужное лекарство. Церковь – это духовная врачебница, где человек исцеляется не от физических недугов, а от грехов. Если мы будем просить Георгия Победоносца спасти нашу семью, то неужели он не услышит наши молитвы? Для нас, современных людей, важно не искать лекарства, а прислушиваться к своему сердцу, улавливать симптомы приближающейся болезни. Предупредить всегда легче, чем лечить. Мы можем распознать признаки будущего заболевания. Но как это сделать?  Нужно не думать, что мы безгрешны, а напротив, каяться в том, что мы грешим и много грешим, и просить Господа помочь нам избавиться от этих грехов, очистить наши сердца, чтобы и мы стали «избранными сосудами» благодати Божьей».

А для этого, как сказал владыка, необходимо вслушиваться в слово Божье и считать его обязательным для исполнения.

«Ведь как поступил апостол Павел, тогда еще Савл? Разве он стал возмущаться, противиться слову Божьему?  После слов Ананиb, обращенных к нему, что на пути явился Иисус, Савл тут же прозрел и исполнился Святого Духа. «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился».  Не физическое зрение ему вернулось, а духовное. А что это значит? Это значит, что если мы перестанем возносится над другими, осуждать, а будем чистыми сердцем и умом, смиренными и кроткими, то и к нам вернется духовное зрение и мы увидим Господа, Который сразу же станет частью нашей жизни, вернее, мы станем с Ним едины, одним целым. Но пока мы по-прежнему своими страстями и своим грехами гоним Христа. А Он, несмотря ни на что всегда стоит на нашем пути и вопрошает: зачем вы гоните Меня? Зачем вы гоните Того, Кто дает вам жизнь, Кто дает все, что вы имеете, Кто вас никогда не оставит наедине со своими бедами и всегда поможет. Кто ради вас и любви к вам пошел на смерть и Кого вы сегодня с такой радостью славите этими дивными словами «Христос Воскресе!».

Совершение литургии

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Первое упоминание о Спасском монастыре мы находим в русских летописях под 1096 году, повествующих о междоусобной войне, вспыхнувшей между Олегом Святославичем, Черниговским князем и Изяславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха. В битве под Муромом погиб Изяслав и был погребен в Спасском монастыре.

Существует предание, которое связывает возникновение Спасского монастыря с именем князя Глеба, первого Муромского князя и первого русского князя, причисленного к лику святых. На рубеже X-XI веков святой равноапостольный князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу. Юный Глеб, приехав в Муром около 1010 года, не был принят в город местными жителями фино-угорского племени. Некоторое время он обитал на реке Ушне, а потом перебрался ближе к городу, поставив свой княжеский двор в двух верстах от него, в бору, на высоком берегу Оки, и заложив здесь деревянную церковь Всемилостивого Спаса. В 1015 году князь Глеб вместе с Борисом был убит своим старшим братом Святополком Окаянным.

Дальнейшая история обители скрыта от нас. Известно, как гласит предание, в Спасской обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, незадолго до своей кончины. Вероятно, что монастырь пострадал от татаро-монгольского нашествия в 1239 году.

Дальнейшие сведения в монастыре отсутствуют вплоть до начала XVI века. В середине XVI столетия после успешного похода царя Ивана Грозного на Казань в Муроме воздвигли ряд кирпичных храмов, среди которых Спасо-Преображенский собор.

Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)

В декабре 1615 года на Муром напал вооруженный польско-литовский отряд Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили обитель, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни. Монастырь восстановили и украсили на пожертвования русских царей и муромской знати.

В конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия возводится уникальная единственная в городе двухэтажная Покровская церковь, а так же палаты настоятеля — первая кирпичная гражданская постройка Мурома. Интерьер палат украшала изразцовая печь, облицованная цветными керамическими плитами.

Настоятельный корпус с храмом Василия Рязанского, на заднем плане надвратная церковь Кирилла Белоезерского

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Спасский монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию заняло военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В настоящее время монастырь полностью восстановлен из руин, воздвигнута ограда, отремонтирован и переоборудован братский корпус.

Главной святыней Спасо-Преображенского монастыря является икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», которая является точным списком чудотворного образа, хранящемся в одном из Афонских монастырей Дохиар.

Иконостас трапезной церкви Покрова Богородицы с главной святыней обители — иконой Божией Матери «Скоропослушница»

Она была написана иноками Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон в 1878 году.Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Описано множество случаев, когда получали помощь после молитвы перед Образом страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о даровании здравия, о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

В монастыре находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца.

Ковчег с частицей мощей прп.Ильи Муромца в Покровской церкви

Троицкий Женский монастырь

Монастырь основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Обитель была возведена «стараниями» и «тщанием» муромского купца гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова. Строительство началось с возведения Троицкого храма в 1642 — 1643 годах на месте старого одноименного деревянного храма.

Троицикй собор монастыря

По окончании строительных работ Тарасий Цветков просит благословения Рязанского и Муромского епископа при храме устроить девичью обитель. Благословение было дано.

В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня.

Обитель мирно существовала до 1921 года, потом ее закрыли, и монастырская территория стала использоваться под городские нужды.

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. Первой настоятельницей возобновленной обители, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, стала игуменья Тавифа (Горланова).

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии.

Мощи блл.кнн. Петра и Февронии

Живший в XIII веке князь Пётр заболел проказой, от которой его никто не мог излечить. Во сне князю было видение, будто исцелит его крестьянская девушка, дочь бортника, добывающего дикий мёд. Дева Феврония была мудрой, она умела лечить травами и понимала язык животных. После исцеления от недуга князь Пётр женился на Февронии, но вскоре супруги удалились в изгнание. Бояре не хотели мириться с простолюдинкой в княжеских хоромах. Князь и его жена сели на лодки и странствовали по Оке, пока, наконец, бояре не образумились и не взмолились о возвращении супругов в Муром. Долго правила княжеская чета городом, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и 25 июня 1228 года умерли в один день и час. Их тела поместили в отдельные гробы, но в утро похорон обнаружилось, что они лежат в одном саркофаге. С 1992 года мощи святых супругов покоятся в соборном храме Троицкого монастыря.

Рака с мощами блгг.кнн. Петра и Февронии

Благовещенский мужской монастырь

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе. Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

Крыльцо и колокольня Благовещенского собора

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

Ограда монастыря

В 1812 г. в стенах храма нашли приют Владимирская и Иверская чудотворные иконы Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года. Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов. В 1940 году собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе. В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

Часовня в честь преподобного Серафима Саровского

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) – подвижника XVII в.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Светильник в Благовещенскогом соборе

С именем св. бл. князя Константина (Ярослава) Святославича (1096—1123 гг.) связано крещение Муромской земли. В древнем списке Жития благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора говорится, что святой благоверный князь Константин отправился из Киева для просвещения Мурома, взяв с собой «… архимандрита и игумена, протопопа, священников и диаконов и причт», то есть налицо присутствие монашествующего духовенства. А затем, почти в конце этого Жития, сообщается, что после крещения муромских язычников святой Константин «повеле во граде Муроме созидати монастыри мужеския и женския и мнозии монашеский чин восприяша…». Вместе с князем прибыл в Муром и епископ Василий. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Святой князь Константин первоначально построил в Муроме два храма: первый — Благовещения («Храм Пречистыя Благовещения созда и обитель иноков…»), второй — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (изначально являлся соборным храмом города в котором святым благоверным князем Константином была устроена епископская кафедра). Благовещенский храм был княжеский, а соборный Борисоглебский храм — епископский, в котором первый Муромский епископ Василий и последующие за ним епископы имели кафедру.

Однажды язычники пришли к княжескому двору с «оружием и дрекольми», с тем, чтобы привести в исполнение свой задуманный план. Благоверный Константин, увидев шумевшую толпу, повергся со всем своим семейством перед святым образом Богоматери, с пламенною и горячею молитвою, «да исходатайствует Она ему у Сына и Бога Своего силу и одоление свыше». И вот молитва князя была услышана; ожесточенные злодеи, приступивши ко дворцу, не были в силах совершить свое гнусное намерение, «ибо руки их невидимою силою задерживались и уста заграждались». В это время Господь сподобил верного Своего раба услышать следующие слова: «дерзай Константин, Я с тобою!» Тогда князь встал и, взяв с собою образ Пречистыя Богородицы, вышел один к бушующей толпе. В это время совершилось чудо: «как только неверные люди увидели святую икону Богоматери, сияющую подобно солнцу, устрашились Приснодевственного лика Богородицы и мгновенно пали ниц, «аки мертви». Долго лежала на земле пораженная толпа. Тогда святой князь, видя дивное чудо и помощь Небесной Заступницы, обратился к народу со следующими словами: «Отцы и братия! Возстаните, не бойтеся!» И тогда все, как один человек, воскликнули: «Велик Бог христиан! Мы пришли молить тебя князь, чтобы ты повелел крестить нас во имя Бога Истиннаго и через то сподобил нас принять святую веру Христову, сияющую краше лучей солнечных». Обрадованный Князь, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, исполнил наконец свое ревностное желание, и вскоре муромцы всенародно крестились в реке Оке. Вот первое чудесное знамение милости, которое явила Пресвятая Богородица, по молитве Благоверного Князя Константина перед святою Ея иконою». Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было погребено в храме. «Он же пришед во град Муром со княгинею Ириною, и с сыном своим князем Феодором… и со всеми людьми свои… и воздвиже в старом городце первоначальную церковь превелику Благовещения Пресвятыя Богородицы. И по совершении церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы в той церкви погребе тело сына своего многострадального агнца, князя Михаила…».

При монастырской Благовещенской церкви монастыря, под его полом, была устроена княжеская усыпальница, в которой нашли свое упокоение все члены семьи князя Константина: жена Ирина, старший сын Михаил и младший сын Феодор со своей женой и сын Феодора, скончавшийся в младенческом возрасте, то же Феодор, и сам Константин, умерший в 1129 г.

Рака с мощами благоверных князей Константина, Михаила и Феодора

Здесь же нашел свое упокоение и первосвятитель Муромский Василий. В этом храме находилась главная святыня — Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Чернигова. Существует мнение, что эта древняя родовая княжеская икона изображала Благовещение Божией Матери. Вот как об этом говорит приверженец этого мнения архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: «Над просветлевшим краем воссиял Муромский образ Благовещения Пресвятой Богородицы — благою вестью заблудшим душам, источником множества чудес предвещанием вечного спасения». Существует гипотеза, что на место, где позднее высился (кафедральный) Богородицкий собор (Воеводская гора), Муром был перенесён с течением времени (не позднее начала XIII века). В Богородицком соборе покоились мощи благоверного князя Муромского Петра и супруги его Февронии, которые скончались, по показанию пролога, в 1228 г. За несколько лет до того, как муромские жители покинули город вследствие разрушительного набега татар, «в некое время», как повествует местная легенда, некоторой монахине Варсонофии в тонком сне явилась Божия Матерь со святым князем Константином и чадами его. И сказала Богородица: «Иди, старице, и извести людям, что у церкви Благовещения лежат нетленные мощи благоверного князя Константина с чады, которые подают исцеления». Старица усомнилась в видении, но через некоторое время оно повторилось. После этого она уже без сомнения пошла к епископу, и Владыка Василий († 1295) благословил освидетельствовать захоронение благоверных князей. На их гробах лежала самородная каменная плита с волнообразной поверхностью. Эта плита до сих пор в сохранности и в нынешнее время находится в притворе монастырского собора перед входом в придел святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. После молебна святые мощи были оставлены на прежнем месте. Во время набегов на Муром, пожаров и разорений страдал и Благовещенский монастырь.

Особо плачевный вид территория монастыря принимала после нападений татаро-монгольских отрядов на город в XIII в. (1239, 1281, 1288, 1293 гг.). Муром в это время был сожжен и разграблен. Монастырские строения восстанавливали сами монашествующие с помощью жителей города. С приходом в Муром князя Юрия Ярославича (1129 — 1143 гг.) жизнь в городе начинала принимать более устойчивые формы. В одной из рукописных книг XIX в. о тех событиях говорится так: «Прииде из Киева благоверный князь Георгий Ярославин в Муром и постави себе дом… первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия». В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом. Царь Иоанн Грозный был в Муроме в 1552 г. во время военного похода на Казань для покорения Казанского ханства. В «Летописце начала царства» (1533-1552) сказано: «А сам Государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и прииде в Муром того же месяца 13, в среду. И приходит Государь в соборную церковь града того же Рождества Пречистые и к сродником своим великим чудотворцам князю Петру и княгини Февронии и по всем святым местом обходит с молением». В Муроме царь Иоанн усиленно молился. Принимая во внимание важность похода, а также глубокую религиозность царской особы, нетрудно догадаться, какую важность Иоанн Грозный придавал заступничеству святых угодников. Кроме того, в Муроме царь получил два важных известия. Первое — пастырское послание митрополита Макария, благословляющее царя «добре стояти… противу супостат своих безбожных Казанских татар». Второе известие было не менее желанно. Согласно свидетельству, приведенному историком С.М. Соловьевым, именно в Муроме царь узнал о том, «что воеводы князь Микулинский и боярин Данила Романович ходили на горных людей и разбили их, вследствие чего горные люди… снова присягнули государю». Богобоязненный Иоанн Грозный не замедлил посетить и Благовещенский монастырский храм, в подклете которого находились святые мощи царских предков — Рюриковичей. Очевидцы впоследствии вспоминали: «И прииде государь царь со всем своим воинством во град Муром и пребысть в Муроме две недели, и прииде помолитися в первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и Муромским чудотворцам. И по совершении молебного пения изыде из церкви, и начав опрошати священноинока Герасима — где почивают отца моего и мои сродники Муромские чудотворцы благоверный князь Константин с чады. И священноинок Герасим место указа… И государь царь у чудотворцевых гробниц поклонися, и моляся им со слезами, помощи прося на супостаты и одоления». Налицо присутствие в причте Благовещенского храма монашествующего духовенства (священноинока Герасима). Царь дал обет перед святыми мощами Муромских чудотворцев построить на прежнем месте в случае успешного окончания военного похода на Казань новый каменный и более обширный Благовещенский храм с приделом в честь своих сродников — святых благоверных Муромских князей.

Северный придел собора

С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли каменщики. «И начата копати под храм пошву и обретоша мощи Благоверного князя Константина и чады его… в лето 7061 (1553 г.) году месяца иуня в 6 день преподобнаго отца нашего Иллариона Новаго игумена обители Долматом и преподобнаго отца нашего Висариона».

Одна из икон собора

Таким образом, вновь были обретены святые мощи благоверных князя Константина, княгини Ирины, их чад Михаила, Феодора и его сына Феодора (младшего). Священноинок Герасим, исполнявший в то время обязанности настоятеля монастырского храма, тотчас дал указание звонить в колокола. Далее следует интересное продолжение из рукописного сборника, принадлежавшего игуменье Александровского Успенского монастыря: «услышавшее же граждане Муромстии народи звон во обители Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Благовещения и снидошася ecu мужие и жены, стари и младыя, юноши и девы; вопиюще и глаголющее: повеждь нам Господа ради священноиноче Герасиме, почто призываеши нас во обитель Пресвятыя Богородицы». Собравшиеся на колокольный звон жители города стали свидетелями многих исцелений, происшедших от святых мощей во время молебна. Из числа этих чудесных исцелений в монастырской летописи упоминаются два: исцеления престарелой женщины Феодосии, бывшей до этого четыре года глухой и немой, и боярского сына Иоанна. В литературе также встречается упоминание об открытии мощей в 1553 г.

Муромская икона Богоматери.

Муромская икона Пресвятой Богородицы

На Русь икона попала из Византии в начале XII века и после перенесения её Муромским князем Константином из Киева в Муром находилась сначала в церкви при княжеской резиденции, а позднее в старом городском соборе, в связи с чем и получила своё наименование «Муромская». Уехав из Мурома, епископ Муромский Василий перевёз икону в Рязань, в связи с чем в иконографии святителя Василия его чаще всего изображают с Муромской иконой Божией Матери на руках. Описаны чудеса: 1) святой князь Муромский Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Язычники чудесным образом переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними крещение; 2) Чудесное плавание по водам реки Оки епископа Муромского Василия с Муромской иконой на руках. Подлинник иконы не сохранился (следы его теряются в момент перенесения из Мурома в Рязань). С Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. Один из чтимых списков сохранялся в Соборе Рождества Богородицы в Муроме до его разрушения в XX веке.

Еще одна святыня расположена в этом храме Свято-Благовещенского монастыря: чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Чтимый образ Иверской иконы Богоматери

Эта удивительная чудотворная икона находится в центральном соборе Спасо-Благовещенского монастыря. Она располагается в самой правой части храма у окна, рядом с правым алтарем.

Этот образ является копией прославленной в христианском мире Афонской иконы Богоматери, а также списком с Иверской иконы, которая была дарована монастырю в 1812 году. Под стеклом висит множество золотых и серебряных украшений, которые люди жертвовали Божьей Матери в знак благодарности за скорое и чудесное слышание молитв.

протоиерей Дмитрий Лопатко

Комментариев нет

Читайте также

«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»

20 апреля 2024 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Никольском храме села Беленькое и обратился с проповедью о значении этого праздника.

Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним

22 апреля духовенство и прихожане храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова помогли своему брату во Христе одеждой и обувью.

Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери

19 апреля 2024 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Божьей Матери (Субботы Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери.

«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»

21 апреля 2024 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь страстотерпцев кнн. Бориса и Глеба, обратившись затем с проповедью о человеке как носителе живой и мёртвой воды.

27.04.2024
Поговорим по душам
4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95