Вопрос веры, как сказал в своей сегодняшней проповеди Его Высокопреосвященство, становится для человечества одним из самых важных.
«Желание человека подвергать все сомнению лишь ускоряет процесс разрушения не только общественных, но и цивилизационных устоев, который оборачивается отрицанием как моральных, так и нравственных принципов. А ведь все началось с сомнения в существовании абсолютных истин и абсолютных знаний.
Представим на секунду, что школьник, которому на уроке говорят, что дважды два равняется четырем, отвечает, что «я этому не верю». И тому, что земля круглая, и что она вращается вокруг солнца и вокруг собственной оси и тому подобное. Но если с математикой и физикой еще не все так безнадежно, поскольку это точные науки и можно доказать на практике, хотя и здесь не все так просто. Но как быть с теми знаниями, которые доказать эмпирически невозможно, – они все строятся на вере. Что произойдет, если человек перестанет верить, что быть добрым и милосердным это хорошо? Мы с вами верим в Воскресение Христа, мы чувствуем правоту своей веры, хотя и не всегда можем ее объяснить и уж тем более доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Неверующий человек убежден, что все это ложь, сказки и верить нам не обязательно. А раз нет веры нам, то нет веры и источнику наших знаний. Мы знаем о Воскресении Христа примерно таким же образом, как мы знаем о дуэли Пушкина и Дантеса, о полете Гагарина в космос, о высадке Армстронга на Луну, о многих научных открытиях – из воспоминаний людей, которые при этом присутствовали, из того влияния, которое это событие оказало на современников и потомков.
Мы знаем о Воскресении из воспоминаний Апостолов, которые вошли в Новый Завет. Действительно, люди верят в самые странные вещи – а иногда готовы и умереть за них. Готовность умереть за свою веру еще не доказывает, что человек прав – она только доказывает, что он искренен. Однако ситуация Апостолов принципиально отличается от ситуации мучеников последующих поколений. Апостолы терпели преследования и умирали не за учение, преподанное им кем-то еще – а за свидетельство о том, что они непосредственно пережили. Если христианский мученик умирает со словами «я верю, что Христос воскрес» – мы понимаем, что он действительно верит. Когда человек умирает со словами «я видел Воскресшего» – нам остается только поверить, что он Его действительно видел».
По словам владыки, рост числа сомневающихся в современном мире обусловлен прежде всего тем, что поверив в Воскресение Христа, человеку придется поверить и в Него и то, что Он говорил, а ему так этого не хочется.
«Сегодня на службу пришли те, кто верит в Воскресение Спасителя, но таких очень мало по сравнению с теми, кто сейчас на улице. Но даже среди нас, разве нет тех, кто сомневается? А если сомневаемся мы, то чего требовать от мира, который погряз во лжи? Человеку свойственно верить только в то, что он может потрогать руками, на существование чего указывают его органы чувств. Разве не на этом – увижу, прикоснусь, проверю – основана вся наука, все знание? Разве не на этом строят люди все свои теории и идеологии? И не только невозможного, но как будто и неверного, неправильного требует от нас Христос: «Блаженны не видевшие, –говорит Он, – и уверовавшие». Но как же это так – не видеть и поверить? Да еще во что? Не просто в существование некоего высшего Духовного Существа – Бога, не просто в добро, справедливость или человечность, – нет. Поверить в воскресение из мертвых – в то неслыханное, ни в какие рамки не укладывающееся благовестие, которым живет христианство, которое составляет всю его сущность: «Христос воскрес!» Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить? Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям – увидеть, тронуть, ощутить, проверить».
Поздравив всех с Воскресным днем, Запорожский митрополит пожелал очищать свои сердца, чтобы не осталось в них и капли сомнения.