Главным подвигом своей жизни преподобный Нестор считал составление «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил он цель своего труда, духовная глубина которого, его историческая достоверность были бы немыслимы без веры и упования на Бога.
«И нам с вами, — как сказал Его Высокопреосвященство, — вера и упование на Бога помогают добиваться духовной глубины.
«Но не только в творчестве, а и во всем, чем мы занимаемся в своей жизни, в чем видим проявление воли Божьей. Вера в Бога дает нам надежду и утешение, что мы никогда не умрем, а будем жить вечно. Нестор недаром свое творение назвал «Повестью временных лет». В нем он изложил земные события, которые имеют свой конец. «Временный» для него, как и для нас, означает «земной, преходящей в противоположность загробному, вечному». Церковь же наша с её Таинствами помогает нам спасать нашу душу для жизни вечной. И тут двух истин быть не может: как человек прибегает к спасительным таинствам, так он и спасает свою душу, так он и готовится к другой жизни, где времени, как понятия, как физической категории, уже не существует. Если человек отвергает Церковь, не желает жить с Богом, он впускает в свою душу дьявола. И спустя какое-то время, а может быть и сразу, начинает роптать и жаловаться, и обвинять Бога в том, что Он его оставил. Но разве Бог его оставил? Кто виноват в бедах человечества? Уж конечно не Бог. Разве Тот, Кто есть Воплощением Любви, Кто Сама Любовь, может хотеть, чтобы мы страдали? Бог не палач, а скорее врач. Он не желает всех нас отправить в ад, а хочет, чтобы каждый из нас излечился и пришел к познанию истины, сохранил свою душу для вечной радости. Ад – это результат, итог противления воле Божьей. Христос не учреждает ад, а напротив, Он сражается с адом и побеждает его. Ад враждебен Богу, а значит и человеку. Человек нуждается в спасении от ада, но не от Бога. Бог не является для человека угрозой, скорее человек является угрозой для самого себя».
По мысли владыки, осознание человеком себя, как главной своей угрозы, является первым шагом на пути спасения.
«Единственный источник добра, истины и красоты в мироздании – Бог, и только Он является источником нашего вечного счастья, для которого Он нас создал. И мы либо возвращаемся к Нему – либо обрекаем себя на вечное несчастье. Угодники Божьи никогда бы не заслужили славы Божьей, если бы не смогли осознать той угрозы, которую несут они сами для собственной души. Они уповали на Бога, и Он их не оставил. И никогда не оставит, если мы сами не отвернемся от Него. И это Он доказал Своей жертвенной любовью, Своей жертвой, Своей жизнью, которую Он принес в жертву ради нас с вами. А мы, готовы ли мы принести свою жизнь к ногам Христа? Мы страдаем, мучимся. Но стоит подойти нам к Его Кресту и подумать о том, что Христу пришлось перенести ради нас, тут же все наши страдания меркнут перед страданиями Спасителя».
В заключение митрополит пожелал никогда не роптать, верить и уповать на Бога, чтобы иметь силы проповедовать о Христе с дерзновением.
«Если мы не будет проповедовать с дерзновением, не будем свидетельствовать о Христе, то мы не сможем называться Христовыми. Некоторые думают, что проповедь это иди и говори. А проповедь делом, проповедь жизнью? Не есть ли это проповедь о Христе? А жертва своим временем и своим сердцем, своим участием, своей любовью и сочувствием? Это тоже проповедь. Только такая проповедь способна стать светом этому миру. А только тогда мы сможем стать указателем ко Христу всем тем, кто находится рядом с нами. И только тогда мы сможем наследовать жизнь вечную в райских царских обителях, которая уготована праведникам».