«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими».
«Этими словами апостол Павел обращается к нам в тот день, когда люди собираются в храмах, чтобы помолиться о своих усопших сродниках, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
Почему же именно они звучат в этот день под сводами храмов? И что хочет ими сказать Святая Церковь? Сегодня мы вспоминаем свои близких, которые уже ушли из этой жизни. Каждый из нас старается помолиться и попросить у Бога для них милости. Зачем мы это делаем? Конечно, наукой не доказано, что человек состоит из духа, души и тела. Пока нет таких приборов и нет таких экспериментов, чтобы это доказать. Но опыт всей нашей жизни доказывает, что это правда. Но какой именно жизни? Той жизни, которую принято называть земным существованием или жизни для Бога и в Боге? Это очень важно понимать и разделять, потому что большинство людей не живут, а существуют. Вот потому и звучат слова апостола как напоминание о том, что жизнь человека имеет начало, но не имеет конца. Наше тело, то есть наш земной дом, наша хижина рано или поздно разрушится, но мы имеем жилище от Бога, над которым не властно время. Человек же, который не задумывается об этом, предпочитая существовать, лишает себя этого жилища от Бога. Его пребывание на земле имеет определенные временные рамки, временной отрезок. И этот отрезок накладывается на линию жизни, которая уготована нам Богом. А Богом нам уготовано жить для Царствия Божьего. Причем, как учит нас Господь, войти в него можно еще живя здесь на земле. Войти в Царство благодати или отказаться от него, зависит от самого человека. От того о чём он больше печется. Человеку свойственно больше думать о своём теле, переживать, если что-то вдруг заболит, и мало думать о своей душе. А ведь одно из наших призваний заключается в том, чтобы очистить своё сердце от страстей и греха. Без этого невозможно войти в Царствие Небесное. Добиться же этого можно только призывая на помощь благодать Святого Духа. А где мы можем получить эту помощь? Конечно, только в Церкви, участвуя в её таинствах. Только в Церкви человек способен подготовить свою душу к жизни вечной. Только в Церкви у человека есть возможность что-то изменить в своей душе, потому что, оказавшись перед Богом, у него такой возможности уже не будет. Не будет времени ни оправдаться, ни что-то изменить. Человек получит то, чего он достоин, к чему он себя подготовил за период земного бытия. После смерти у него уже не будет возможности ни каяться, ни творить добро, ни молиться. Есть такая возможность только у нас, живых. Вот почему в нашей Церкви столько поминальных богослужений, когда мы молимся о своих сродниках, потому что единственное, что у них остается это надежда – надежда на наши молитвы и на наши добрые дела в их память. Мы знаем, что у Бога все живы, поэтому наша поминальная молитва есть свидетельство живой связи с теми, чей земной путь уже завершен. Никто не знает, когда его призовет Господь, никто не знает, во всех грехах он исповедался или нет. Человек верит, что как он молится сейчас о своих родных и близких, так и они будут молиться о нём в свой час. Сегодня рядом с нами стоят наши дети, внуки, которые видя наши усердные молитвы, учатся у нас, чтобы затем молиться уже самим. В этот день мне бы хотелось пожелать всем, чтобы мы поняли, зачем мы молимся и за кого мы молимся. После смерти тела душа находится в преддверии или вечного блаженства, или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита жизнь на земле. У нас еще есть время, давайте же его потратим на созидание наших душ. Будем делать всё от нас зависящее, чтобы по молитвам Господа нашего Иисуса Христа, Царицы Небесной и святых угодников становиться сомолитвенниками и сопричастниками жизни вечной».