Мы вспоминаем событие, как сказал Его Высокопреосвященство, когда тысячи людей шли к реке Иордан, чтобы смыть с себя грехи, чтобы очиститься.
«Завтра многие из нас станут свидетелями подобного события. Сотни, а может и тысячи людей, устремятся к Днепру, чтобы совершить обряд омовения. Но, как и две тысячи лет назад, большинство из них останутся глухи к призыву Иоанна Крестителя. Как и тогда для многих его слова останутся гласом вопиющего в пустыне. А ведь Иоанн пытался уготовить путь Господу, идущему за ним. Он пытался исправить ожесточенные сердца, вернуть заблудшихся, рассказать им о праведной жизни и научить ходить перед Богом. Люди стекались к нему со всех концов, чтобы получить наставление и омыться в водах Иордана от своих грехов. Но прежде они должны были принести достойные плоды покаяния. «Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, – говорил он. И вот однажды пришел к реке Иордан Христос. Никто в толпе не знал, что этот молодой, небогато одетый человек – безгрешный Сын Божий. И один только Иоанн понял, Кто посетил его. Увидев подошедшего Иисуса, он поклонился Ему и сказал: «Это мне надобно креститься от Тебя. Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Делай то, что должен. Так мы с тобой исполним волю Бога и покажем пример покаяния людям». Тогда Иоанн повиновался и крестил Его. Когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус – Сын Божий и Царь, которого так ждал весь народ.
А кого завтра будем ждать мы? С какими мыслями и чувствами будем погружаться в воды Днепра? Найдется ли место Богу в наших сердцах и сердцах тех, кто раз в году приходит в этот на берег Днепра?
Событие, на пороге которого мы с вами стоим, как сказал еще владыка, открывает перед нами одну из самых невероятных и удивительных перспектив, которые только могут быть возможны в жизни человека – перспективу Богопознания.
«Только открывается эта перспектива не в напряженной работе мысли и рассудка, не в философских способностях человека, а в евангельской нравственности, чистоте нашего сердца, возвышенной духовности, святости. Не случайно Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Человек, погрязший в грехе, никогда не сможет познать Бога. Бог познается только теми, кто верует, что Он есть, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Первый шаг на пути познания Бога – признание верой Его существование. Такова воля Божья. Тому, кто её исполнит, Господь открывает дальнейшие глубины богопознания, при условии, конечно, если жизнь человека будет богоугодной. А как иначе? Разве человек, который не изумляется красоте, сложности и многообразию окружающего нас мира, способен что-нибудь увидеть? Как можно изучать океаны, горы и моря, не замечая их красоты? Но красота открывается только тому человеку, который сердцем стремится к ней, мечтает раствориться в ней и полностью наполнить ею свою душу».
Поздравив всех с праздником, Запорожский митрополит пожелал наполнять душу ощущением присутствия Божьего.
«Вокруг нас немало тех, кто может и имеет большие теоретические знания о Боге, но при этом не имеет живого и теплого общения с Ним. Такие люди по своему образу жизни являются скорее язычниками. Нам же следует помимо богословских знаний питать душу теплыми молитвами и исполнять заповеди Божьи. Бога мы должны познавать не только из Святого Писания, но и рассматривая окружающее мироздание и изучая самих себя. Проникая в свой нравственный мир до глубины совести, до различия добра и зла, мы начнем доходить и до понимания нравственных законов и до понимания нашей ответственности перед этими законами. Только через познание добра и зла человек поймет, что лишь Бог является единственным источником добра, любви и справедливости в этом мире. Вот почему так важно вовремя начать путь внутреннего освобождения от сковывающих нас уз греха, чтобы постоянно пребывать в состоянии сердечного молитвенного искания Бога».