«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии».
Эти слова апостола Павла, построенные по принципу антитезы, с которыми он обращается к Коринфянам, как сказал в своей сегодняшней проповеди Его Высокопреосвященство, не являются примером языковой выразительности, к которой прибегают многие поэты.
«Для него, как и для нас, эти слова могут означать только одно – столь противоположным качествам невозможно соединиться. Как можно говорить, чтобы одни были мудры, а другие безумны в Христовых делах? Как могут те, кто проповедует одинаковое учение иметь противоположные качества? Почему один и тот же проповедник нравственных законов для одних является безумцем, а для других мудрецом? Господь всем дает мудрость. Если мы отойдем от противопоставления апостола Павла и дадим себе труд поразмышлять, то станет ясно. У нас есть только один способ быть мудрыми во Христе, – нужно во всем уподобляться апостолу Павлу. Ведь недаром он укоряет коринфян за то, что они хвалятся достоинствами, которых не должно быть у истинных учителей и апостолов. Как можно хвалиться мудростью, славой и богатством? Этим, как говорит апостол, нужно не хвалиться, а нужно стыдиться этого. При этом важно еще помнить, что не к безумию, как психическому расстройству, призывает нас апостол, противопоставляя её мудрости. Где мудрец? Не обратил ли Господь мудрость этого мира в безумие? «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Безумие для нас – это смелость, с которой мы должны выходить на проповедь. Поступать не так, как требует этот мир, а поступать по закону Божьему, которые многие воспринимают как безумие. Мы должны твердо следовать за Христом. А это значит, что мы полностью должны вручить себя в Его руки. Кто из нас сейчас не думает о том, что происходит в нашей стране, что происходит с каждым из нас. А вот это как раз и есть проявления так называемой мудрости человеческой, которая мешает нам идти за Христом. Сколько сейчас таких мудрецов от мира сего, которые всего боятся. Они предпочитают следовать законам мира, а законы Божьи нарушают и тем самым предают Бога. Постарайтесь отбросить мудрость человеческую, которой сейчас очень много, не роптать, не бояться, а смело вручить свою душу в руки Божьи. Ведь только так мы сможем наследовать Царствие Небесное, о котором нам говорит Господь».
При этом, как сказал владыка, нужно не просто уповать на милость Божью, а быть деятельными исповедниками веры Христовой.
«Нравственные ценности этого мира не появятся сами по себе. Их устанавливают люди, личность которых формируется на основе соблюдения христианских законов. Они учат прислушиваться к голосу совести, объясняют что хорошо, а что плохо. А это значит, что многие проблемы, с которыми столкнулось наше общество, можно исправить, если начать жить по законам Божьим. Стоит ли удивляться, что так редки в наше время примеры высоконравственного поведения. Человек попросту старается заглушить в себе голос совести, оправдываясь тем, что вокруг есть люди, намного хуже его. Немало вокруг и тех, кто с точки зрения общественной морали может считаться нравственным человеком, но в действительности таковым не является.Для нас, православных людей, понятие нравственности неразрывно связано с духовностью. Ибо христианская нравственность это свободное и добровольное исполнение обязательств, возложенных на нас законом и волей Божьей».
Примером такой христианской нравственности, по словам Запорожского митрополита, является для нас равноапостольная Нина, память которой сегодня совершает Церковь.
«Она отправилась в страну язычников проповедовать Христа, отказавшись от привычной благополучной жизни, исполнив тем самым волю Божью. Она отправилась в Грузию, которая в то время не была просвещена светом христианства. Но святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, чтобы Господь сподобил ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и помог ей обрести Хитон Господень. 35 лет она проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. Последуем же примеру равноапостольной Нины и будем оставаться верными Спасителю. Да, это трудно, немощь одолевает. Причем, как физическая, так и духовная. Но Господь нас никогда не оставит. А соблазны всегда были и во времена Христа, и сейчас. Гонители веры всегда предлагали спокойную и сытую жизнь, но без Христа. Требования сегодняшнего дня не меньше, чем тех давних дней. Только искушения и соблазны более утонченные. Сегодня Господь проверяет нашу веру, поставив нас перед дилеммой: предать Матерь-Церковь, а значит и Христа, обеспечив себе временное земное благополучие, или переносить испытания, оставаясь со Христом? А выбор, который мы сделаем, во многом будет определен качествами нашей души. Мне бы очень хотелось, чтобы мы все сделали правильный выбор. Пусть жизнь и апостольский подвиг святой Нины, этой хрупкой и совсем юной девушки, станет примером стойкости и твердости в вере, укрепляя и помогая нам в следовании за Христом».