Все мы, каждый из нас, стоящих в этом храме, как сказал в своей воскресной проповеди Его Высокопреосвященство, являемся гражданами Украины, нашего земного государства, но в то же самое время мы являемся и гражданами Небесного государства.
«Если в государствах земных власть меняется с определенной периодичностью, то в государстве небесном власть неизменна. Что это означает для нас, верующих людей?
Прежде всего давайте вспомним слова, с которыми Христос выходит на первую Свою проповедь и постараемся их понять. Если же кто-то думает, что за две тысячи лет они потеряли свою актуальность, он ошибается. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье», – говорит Господь. Смысл этих слов для слышащих может означать только одно: Царствие Божье – это то состояние нашего духа, состояние нашей грешной, но кающейся души, желающей соединиться с Богом. Наше единение с Богом – вот что для нас является Небесным Царством. Отсюда возникает вопрос: возможно ли оно здесь на земле? Мы называем себя гражданами Украины, подтверждением чего является наш паспорт. Но как заслужить право называть себя гражданином Неба? Как получить подтверждение этого? Мы знаем, что тьма это отсутствие света. Бог есть для нас свет. Жизнь без Бога есть пребывание во тьме. Заблуждаются те правители, кто хочет построить царство света без Бога. Не может человек, отвергающий Бога, стремиться к свету. Тот, кто не пребывает в состоянии единения с Богом, может пребывать только в одном состоянии, – в состоянии борьбы с Ним. Можно быть или с Богом, или против Него, – третьего не дано. Так вот, те, кто живет с Богом, кто стремится к единению с Ним, уже здесь на земле становятся гражданами Царства Небесного. И вся их жизнь становится подтверждением этого, их «паспортом». Преподобный Серафим Саровский, как и другие угодники Божьи – вот пример гражданства Небесного. Эти люди по свидетельству многих очевидцев сияли, это был свет Божьей благодати. И свет этой благодати, свет Божьей радости никогда в них не оскудевал. Вот почему так важны для нас, сегодняшних граждан земного царства, слова Христа о покаянии. Чтобы мы могли увидеть своими глазами сияние Царства Небесного, почувствовать его, в наш мир приходит Господь. Но увидеть его можно только чистым сердцем. Очистив его от греха, мы можем стать источниками этой благодати. Но как это сделать? Что для этого необходимо? Для этого необходимо наше духовное крещение, наша исповедь, после которой мы рождаемся для новой жизни. И конечно, соблюдение заповедей Христовых, которые позволяют нам сохранять нашу сердечную чистоту. Конечно, это трудно. Но все для этого дает нам Господь. Если нам невозможно, то с помощью Божьей все возможно. Никто не может, так Бог поможет. Но при этом, как говорят в народе, на Бога надейся, а сам не плошай. Бог нам дает Себя, дает нам Матерь-Церковь с её таинствами. Всё лишь бы мы становились чисты сердцем. Чтобы могли соединиться с Ним, стали такими, как Он. Мы видим, что мир лежит во тьме, лежит в грехах. Повсюду зло и ненависть, извращения и пороки. А все дело в том, что человек не хочет видеть рядом с собой Бога. Бога заменил ему золотой телец, ему он поклоняется. А ведь тот, кто собирает сокровища для себя, не в Бога богатеет. А мы должны как раз богатеть в Бога, если хотим стать гражданами Царства Небесного. К этому призывает нас Господь. А это значит, что мы должны жить в Боге сами и любить других людей, видя в них Его образ. Ведь в любом человеке можно увидеть пространство Бога, место, где обитает Христос, Который при этом не сливается с ним, но и не покидает его».
По словам Владыки, многочисленные проблемы, нестроения и социальные катаклизмы, с которыми сталкивается наше общество в частности и мировое сообщество в целом, объясняются желанием власть имущих построить жизнь без Христа.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает, говорит нам Христос. И эти Его слова хорошо усвоены многими современными фарисеями. Поэтому в отличие от книжников и фарисеев времен Христа, они не выступают открыто против, а витиевато и хитросплетенно. Они могут начинать говорить о самых важных вещах, о деле спасения людей, о Боге, при этом забалтывая людей выгодными только для себя, для своих политических целей, словами. Пытаются подсунуть не веру, а некий суррогат веры. И многие их слушают, многие им верят. Но разве к Христу ведут эти люди? Сегодня мы являемся свидетелями борьбы, но борьбы не со грехом, а борьбы за электорат. Вот почему этим людям так не нравятся те, кто придерживается иной точки зрения. Партия фарисеев, саддукеев, книжников не терпит, что кто-то может уйти слушать Иисуса из Назарета, а не их. Таких людей, Христос называет порождениями ехиднины. Как они могут говорить доброе, будучи злыми, если сердце наполнено лукавством. От избытка сердца говорят уста. Они убеждают людей в том, что они праведники, но что оказывается сейчас на самом деле? Они лгут, клевещут, богохульствуют, соответственно все это внутри, в душе. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Внутреннее сокровище у таких людей злое – вот они и говорят зло. Нам всем сегодня необходимо покаяние, если мы хотим вырваться на свет Божий, а не блуждать во тьме. Об этом вот уже много веков говорит Христос. Но все ли слышат Его? Я призываю всех вас, услышьте слова Господа и последуйте за Ним. Следите за своим сердцем, чтобы его не коснулась никакая тьма. Чтобы никакая нечисть и никакой грех не позволили вам развратиться и впасть в эту темноту и лишиться Божественного света. Спешите наполнять свою душу Божественной благодатью и становиться его проводниками для этого погрязшего в грехах и бушующего страстями мира».