Основан Гергием Бранковичем в 1752 году как мужской и посвящён Святому Пантелеймону. Внутри монастыря расположена церковь святого Николая, которая считается наиболее важным архитектурным памятником среди церковных сооружений региона. Она была построена в 1576 году, её архитектура продолжает традиции моравской школы (14-15 века). Очень впечатляет барабан купола, с узкими окнами, как бы погруженными в стену за счет постепенно углубляющихся арок вокруг и тонкими, воздушными колоннами. Он считается необычным для архитектуры тех времен. Окружающие церковь сооружения, включая колокольню, воздвигнуты в период 1728-1771 годов.
Внутри церкви захватывает дух: почти все стены и колонны покрыты фресками, от которых веет спокойствием, величием и духовностью. Росписи внутри церкви датируются 1608 и 1654 годами и относятся к наиболее выдающимся произведениям фресковой живописи всего Балканского региона. Предполагается, что они были сделаны греческими мастерами, возможно, с горы Афон. Все композиции фресок заимствованы из монастырей Афона, например, сцена избиения младенцев является точной копией фрески из кафоликона Великой Лавры. Иконы иконостаса были написаны в 1776 году Теодором Крачуном, самым известным художником сербского барокко.
Монахи из Монастыря Хопово неоднократно ездили в Россию, чтобы молить русских царей о финансовой помощи. В 1641 году они получили грамоту, разрешающего приезд после материальной поддержки каждые 7-8 лет. Из документа следует, что в монастыре было тогда около 60 монахов.
В середине XVII века был создан другой ансамбль фресок — в притворе храма. Его авторы также остаются неизвестными (хотя заметны сходства между фресками в Хопове и украшением Монастыря Пива в Черногории), уровень художественной картины оценивается ещё выше, чем изображения в нефе и алтаре. Учёные полагают, что первоначально композиции были золотистого цвета, но этот элемент декора со временем утрачен или был сознательно украден.
Братия понесла серьёзные потери в войнах с Османской империей в 1684 и 1688 годах, в результате чего монахи, вместе с мощами святого Феодора Тирона, бежали сначала в Шабац, а оттуда — в монастырь Радовашница. Община насчитывала тогда более 100 человек. Турки серьезно разрушили монастырь во время своего отступления в 1688 году. Уже через год после вынужденного бегства монахи приступили к частичному восстановлению монастыря, а в 1693-1695 годы — к его полной реставрации.
Монастырь располагал значительными количеством земли и четырьмя мельницами, благодаря чему в XVIII веке монахи смогли приступить к расширению монастырского комплекса, строительству новой трапезной, дома для паломников и дополнительного крыла для монахов. В описи 1771 года монастырь бык окружён четырёхугольной стеной, образованной четырьмя жилыми строениями, занимаемыми братией монастыря. Также в XVIII веке была возведена монастырская колокольня с часовней, в которой работал учитель Венцль Новак из Петроварадина, а затем Фацель Николаус.
Иконостас в главной монастырской церкви создан в 1754-1770 годах. Это конструкция, выполненная в стиле барокко, по проекту Павла и Антона Разнеров, с иконами Теодора Крачуна. Большинство оригинальных изображений, находившихся в иконостасе не пережило Второй мировой войны — из 61 икон осталось 19.
Монастырь был, вероятно, покинут во время Первой мировой войны. В 1920 году в Монастырь Хопово из Бессарабии по приглашению Патриарха Сербского Димитрия переехали монахини Леснинского монастыря во главе с игуменьей Екатериной (Ефимовской), возродив женское монашество в Сербии, традиции которого были утрачены за время турецкого владычества.
В Хопове сёстры постарались сохранить свои традиции, что удалось только отчасти. Возобновить экономический размах Лесны в новых условиях не удалось, несмотря на все старания матушек Екатерины и Нины. Экономические трудности сестрам помогали преодолевать русские и сербские покровители. Главным покровителем монастыря с сербской стороны был король Александр I, посетивший монастырь в 1923 году. В Сербии леснянки не могли поддерживать свои традиции широкой благотворительности, не могли оказывать материальную и медицинскую помощь. В Хопово сестры сохранили традицию призрения и православного воспитания сирот, введённую игуменьей Екатериной в самые первые дни существования обители в 1884 году. Именно на чужбине эта традиция стала особенно важной — в Хоповском приюте жили дети, потерявшие родителей или брошенные на произвол судьбы. За 20 лет существования в приюте было воспитано более 500 детей.
Во время II Мировой войны хорватские усташи взорвали колокольню и часть монастырских помещений, уничтожили иконостас и многие из фресок.
Сейчас в монастыре храняться мощи «великопостного» святого Федора Тирона.
Из жития святого известно, что он был воином в городе Амасии (Малая Азия). Во время гонений начала IV века вместе с другими христианами его принуждали отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это приказание, Феодор был подвергнут жестоким мучениям, заключен в темницу, а 17 февраля 306 года приговорен к сожжению. После казни неповрежденное огнем тело мученика выпросила жительница города Евхаит благочестивая Евсевия. Она помазала его благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла в домовом храме, специально устроенном для святого.
Через много лет безбожные эллины выбросили мощи святого Феодора в море, где они пролежали более трех столетий. Когда же христианство расцвело в тех краях, волны вынесли тело мученика к берегу, и епископ г. Евхаит, получивший об этом Божие откровение, вместе со священниками и верующими обрели сиявшие в море мощи святого. Святыню поместили в городском храме, посвященному вмч. Феодору Тирону.
Мощи святого находились в Евхаите много лет, но потом были украдены и перенесены в Венгрию. Некий знатный румын золотом выкупил у мадьяр святые останки и отвез в свой дом в город Сибиу, где почитал их в продолжение всей своей жизни.
После смерти этого вельможи его неверующая жена вынесла ковчег с телом святого на чердак. Спустя некоторое время, она наняла столяра, чтобы обновить кровлю на крыше, и тот нашел на чердаке гробницу с телом сурового и неизвестного человека. Святой Феодор явился во сне этому работнику и благословил забрать его тело из дома вдовы. Столяр договорился с хозяйкой, чтобы платой за его труд был ковчег, пылящийся на чердаке, и по окончании работ отвез мощи в монастырь Ходош, где они почивали 25 лет.
Вскоре мадьяры узнали о чудесах, явленных приступающим к святым мощам, и решили силой отнять тело мученика. Но монахи, предугадав их намерения, взяли ковчег и убежали в Сербию, в монастырь Ново-Хопово. Хоповская братия с радостью приняла святыню и поставила мощи в монастырском храме Святого Николая на горнем месте. Правда, никто не знал, чьи честные останки хранились в гробнице. Одни говорили, что это святой Димитрий, другие, что Иаков Персянин, и догадок было много. О том, что это тело святого Феодора Тирона, устами одержимых людей говорили бесы. Так монахи узнали, чьи мощи почивают в Ново-Хопово и дарят бесчисленные чудесные исцеления.
К сожалению, после многих мирных веков в Сербию пришли времена страданий, и хоповские монахи четыре раза спасали святые мощи от поругания.
Первое бегство со святыней пришлось на 1683 год, когда турки осадили город Беч. Братия спрятала мощи в монастыре села Радовашницы, где святыня пребывала целый год. Потерпев поражение, турки ограбили и подожгли монастырь Ново-Хопово. Вернувшиеся в обитель монахи положили тело святого в г. Ириг, где оно почивало 4 года, пока хоповский храм не был полностью восстановлен.
Второе бегство братии с мощами святого Феодора произошло в 1690 году (тогда монахи добрались до венгерского города Сентендре, положили мощи в церкви св. Николая, а сами жили возле храма). Третье – в 1716, когда турецкий хан Ахмет начал новые завоевания. Покидая Ново-Хопово, монахи закопали тело святого Феодора в тайном месте и разбежались в разные стороны. Когда турецкие войска были разбиты и отброшены, монахи откопали мощи и перенесли их в г. Нови Сад, в соборный храм вмч. Георгия. После окончательного изгнания турок, с честью, которая подобает святому великомученику Феодору Тирону, хоповцы перенесли святые мощи в свой монастырь и 14 августа 1717 г. вновь поставили в Николаевском храме.
Четвертое бегство монахов было в годы Второй мировой войны. В Великий четверг 1943 года в обитель ворвались оккупанты и всё вокруг разгромили. Тело святого Феодора насельники успели спрятать в одном из подсобных помещений, где оно находилось около месяца, пока один священник не перевез его в храм Святого Феодора в Ириге.
Святые мощи находились в Феодоровском храме до октября 1984 года, а в день Покрова Пресвятой Богородицы их снова перенесли в родную обитель – монастырь Ново-Хопово. Здесь они и пребывают в мире и покое до сегодняшнего дня.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви