В дни особого всецерковного поминовения усопших сродников, как сказал Его Высокопреосвященство, в человеке по-особенному проявляется надежда на милость Божью.
«Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остаётся лишь надежда на молитву живых и милость Божью. Именно надежда на милость Божью помогает живым молиться с такой невероятной силой и искренностью, что удаётся изменить участь человека на Страшном суде. В такие дни как никогда человек начинает верить, что у Бога все живы. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». В такие дни по-особенному ощущается теснейшая духовная связь не только с живыми, но и с теми, кто отошел от настоящей жизни. Такое ощущение рождает настоящая христианская любовь. И она же делает эту связь неизменной и нерушимой».
Владыка также напомнил о том, что дни особого поминовения усопших установлены, чтобы не лишать умерших спасительного предстательства Церкви.
«Поскольку полные литургии с поминовением усопших в дни Великого поста не служатся ежедневно, наша Церковь как чадолюбивая мать позаботилась о том, чтобы для этого существовали особые дни. Она всегда заботится о нашей душе и нежно печётся о нашем спасении, что проявляется даже в этом. В Родительскую субботу в храмы нередко приходит несколько поколений, а это значит, что поминальная молитва в такой день, – это ещё и возможность научить наших детей. Они должны понимать, что наша душа бессмертна и молитва за близкого человека не усугубляет горе, а помогает лучше почувствовать связь с Богом. Каждый человек – от Бога и уходит он к Богу. Но каким будет этот уход? Какими мы предстанем пред Господом? Каждый человек призван носить в себе образ Божий, призван стремиться к святости. Для этого мы рождаемся для жизни вечной в таинстве Крещения, а в Миропомазании получаем благодать Божью. Таким образом, Господь берёт нас в Свой удел, принимает в Своё достояние. Благодаря своему участию в личной Пятидесятнице человек приобретает способность приносить плоды Святого Духа. Становится способным умножать в себе христианские добродетели, главной из которых является любовь. Без любви не будет ни сил, ни желания вести духовную борьбу со своими страстями. Человек не сможет жить по заповедям Божьим, сообразовывая свою жизнь со Христом. Не сможет стать святым, потому что будет лишен благодатных действий, преображающих человеческое естество. Святость – это ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, – это те плоды Духа, которые отличают настоящего христианина от ненастоящего. И именно по этим плодам Господь узнает нас. Сегодня мы молимся о наших сродниках. Молимся и верим, что благодаря нашей молитве их участь не будет страшной. Верим и надеемся, что Господь простит все их прегрешения и по безграничной милости Своей дарует их душам Царствие Небесное».