Сегодня Церковь вспоминает 14 тысяч младенцев, убиенных царем Иродом. Узнав от волхвов, что в Вифлееме должен родиться царь Иудейский, он хотел, чтобы те по возвращении из Вифлеема рассказали ему, где находится родившийся царь. Но волхвы по внушению от Бога не вернулись в Иерусалим, а другим путем удалились из Вифлеема. И тогда разгневанный царь Ирод приказывает убить младенцев мужского пола, считая, что среди них наверняка есть тот, кого волхвы назвали царем Иудейским. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мужей, членов Синедриона. Жестокость того времени – обычное явление. Но, тем не менее, мог ли Ирод передумать убивать младенцев даже имея страх, что один из них может оказаться Царем Иудейским?
Как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, из-за страха потерять свою власть Ирод не остановился бы ни перед чем.
«Не было и не может быть никаких моральных соображений, способных удержать Ирода и ему подобных от убийства, когда речь идет о власти. Нет тех преступлений, на которые не пошел бы человек лишь бы сохранить власть. И примеров этому сколько угодно как в истории человечества, так и в нашей с вами современной жизни. Тот, кто уже однажды вкусил власти, уже никогда не насытится.
В эти дни, когда наша Церковь продолжает радоваться Рождеству Христову, а истинно православные люди проводят время в молитвенной радости, посещая богослужения и совершая добрые дела, среди людей нецерковных, немало тех, кто пытается устроить свою жизнь без Христа. В том числе и людей, облеченных властью. Что ждет их впереди? Мир, который не желает жить по законам Божьим, а устанавливает свои собственные, обречен на разрушение. Каким был конец Ирода? Мы знаем, что гнев Божий вскоре покарал его, и он умер, заживо съеденный червями. Но многих ли правителей прошлого и настоящего эта история хоть чему-нибудь научила? Мы видим, как снова и снова Христа гонят, а нас пытаются убедить, что жизнь без Бога намного легче и проще, что на Божью милость и справедливость не стоит уповать. Мол, посмотрите, что произошло с бедными младенцами, которых Бог не защитил, а ведь они точно ни в чем не были виноваты. Человеку, а особенно матери, для которой нет ничего дороже ребенка, трудно объяснить, за что Бог забрал её ребенка. Мы действительно не понимаем воли Божьей, не понимаем, почему с нами происходят несчастья, почему люди умирают, особенно же – почему умирают дети. Но человек всегда исходит из своего собственного опыта. У нас нет опыта бессмертия, и что ждет человека за гробом, знает лишь Бог. Мы живем сейчас в этом физическом мире и не знаем, что ждет нас в другом мире, а Бог знает. Для Него смерть – это переход из одного пространства в другое. И смерть 14 тысяч младенцев, как и тех детей, которые сейчас гибнут в нашей стране, – это не проявление жестокости Бога, ибо Он есть любовь. Это проявление любви к тем детям: неизвестно, что выпало бы им пережить в жизни, сколь многие страдания перенести, но Господь эти невинные и чистые души принял к Себе сразу, перевел их в то, другое пространство, – чистое, светлое и святое. Эта библейская история должна научить нас тому, что все страдания, что мы переживаем, – временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его людьми и здесь на земле, и в вечности. «Не бойтесь убивающих тело, – учит нас Господь, – души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне».
Поздравив духовенство и мирян с праздником Рождества Христова, Его Высокопреосвященство, напомнил о важности сохранения мира и единства в большой православной семье.
«Мы должны объединяться вокруг Того, Кто нас никогда не предаст, никогда нам не изменит – вокруг Христа. Он все нам дал, а что можем дать мы? На какую жертву может пойти человек ради Христа? На что он может пойти ради собственной наживы и власти, нам хорошо известно. У Ирода даже сейчас немало наследников и последователей. И все эти современные ироды готовы на убийство. Что же делать нам? Как остановить конвейер богопротивных дел? Ответ на этот вопрос известен уж с первых веков христианства. Мы должны подражать Христу. Человек – это прежде всего дитя Божье и в нем запечатлены черты Бога. Соответственно, христиане должны подражать не злому, а доброму. Подражая Христу, мы станем для этого мира теми образцами жизни в любви, в духе, в вере и в чистоте сердечной, которые приблизят его к нравственному совершенству через приближение к образу Христа, через обращение к Нему».