Уже сама возможность совершать богослужения на Святой Земле, как сказал Его Высокопреосвященство, является проявлением безграничной милости Божьей.
«Божественная литургия, которую мы сегодня совершаем на этом историческом месте, где Закхей впервые не просто захотел увидеть Христа, но и все сделал для этого, наполняет наши сердца уверенностью в том, что наша вера является не просто лишь ожиданием, это и есть сама реальность. Нужно только поставить перед собой цель и очень этого захотеть. Тот же из нас, кто хочет увидеть Христа, духом должен подняться высоко над своей природой, над своими слабостями и страхами, над своими сомнениями. Высокую гору легче увидеть с холма, чем с равнины. Закхей был мал ростом, но, объятый желанием видеть Христа, влез на высокое дерево. Кто хочет встретиться со Христом, должен очиститься, ибо встречается со Святым Святых. Закхей был запачкан сребролюбием и жестокосердием, но, встретив Христа, поспешил очиститься покаянием и делами милосердия. Покаяние есть оставление всех путей распутства, которыми ходили ноги человека, его мысли и желания, и обращение на новый путь, путь Христов. Но как покаяться грешному человеку, когда он в сердце своем еще не встретился с Богом и не устыдился себя? Прежде чем малорослый Закхей увидел Христа очами, он встретился с ним в сердце своем и устыдился всех путей своих. Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Сегодня мы молимся о нашей родной Украине, о нашем многострадальном народе, о том, чтобы Господь помог нам разрешить общественно-политический кризис мирным путем, но самое главное, чтобы просветил наш народ светом разума а сердца наших политиков наполнил стыдом и страхом Божьим. Просим осветить истиной заблудших и укрепить нашу веру, ибо мы сильны духом только в единстве с Богом, когда молимся, когда получаем от Бога ответ», — сказал владыка.
В Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона высится гора, на склоне которой построен греческий православный монастырь. В память о событиях, описанных в Евангелии, и сам монастырь, и гора, на которой он расположен, носят название гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь. Гора изрыта пещерами, одна из которых на половине горы считается местом пребывания Господа. Прп. Харитон, после основания Лавры в Фаре, посетил эту гору и здесь также устроил общежительный монастырь. В пещере Спасителя была создана церковь, а кельи, помимо пещер, лепились к отвесной скале, вися над бездной, куда низвергся Сатана после неудавшегося искушения Господа. Этот монастырь, неоднократно восстановленный после различных разрушений, существует и сейчас, несмотря на трудный подъем по горе, непрерывно посещается паломниками всех национальностей. Там подвизаются игумен и 2 монаха. На самой вершине горы, где искуситель показал Господу «все царства вселенной во мгновение времени», также стоял в древности храм. Сейчас там можно видеть только алтарную абсиду посреди каменной ограды.
Затем запорожские паломники отправились на берег реки Иордан, в водах которого Иоанн Предтеча совершил Крещение Христа. После молебна на освящение воды, паломники погрузились в Иордан трижды, осеняя себя крестным знамением, после чего отправились в монастырь святого преподобного Герасима Иорданского, который является одним из древнейших и строгих монастырей в Иудейской пустыне.
В жизнеописаниях великих монахов и святых Кирилла Скифопольского, составленных примерно в 559 году, содержится наиболее полная информация о жизни в монастырях, дошедшая до нас с тех времен. Так там описывается житие и подвиги иноков лавры преподобного Герасима: «Вступившие в монашество жили (сначала) в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие; а те, которые приучили себя к частым и продолжительным трудам и достигли некоторых степеней совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях. Отшельники так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего, кроме одежды, не имели даже другой одежды. Постель их была не что иное, как рогожа. В келье находился еще сосудец с водою, которая служила и для питья и для смачивания пальмовых прутьев. Когда они выходили из кельи, то не затворяли ее, чтобы, кто пожелает, может войти в келью и взять, что нужно из маловажных вещей, там находившихся: так они мало привязаны были к мирским вещам. Не дозволялось никому в келье разводить огонь и вкушать вареное. Когда некоторые из пустынников пришли однажды к преподобному Герасиму просить позволения разводить в кельях огонь, греть воду, есть вареное и читать при светильнике, то великий старец сказал им в ответ: «если вы хотите так жить, то вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но в продолжение всей жизни моей никак не позволю, чтобы это было у пустынников». Жители Иерихона, услышав, что жизнь старцев у аввы Герасима так строга и безотрадна, поставили себе за правило в субботу и воскресный день приходить к ним и приносить им какое-либо утешение. Многие из подвижников, узнав, что жители Иерихона приходят к ним с таким намерением, бегали и уклонялись от них.
В 1185 году монастырь посетил греческий паломник Иоанн Фока, который в своем описании рассказывает такую историю: «В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, – в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу». Современные здания монастыря были построены в конце XIX века при содействии Русской Духовной Миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI век) и на руинах церкви XII века монастыря Каламон. Внешне монастырь похож на крепость-замок, укрепленный контрфорсами. К монастырским зданиям примыкает просторный двор, в котором спокойно и уютно среди растительности. С дороги монастырь выглядит как оазис среди пустыни. Слева от главного входа в монастырь расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой по преданию останавливалось святое семейство. В часовне сохранились фрагменты старинных росписей. Справа от входа находится престол св. Герасима. Над ним находится престол в честь святого Евфимия. В часовне также находится престол св.Зосимы и Марии Египетской.
На втором этаже находится еще один храм. Купол и убранство, включая иконы, относятся к концу XIX века. От византийского храма сохранилась древняя мозаика, находится она слева от входа. А в центральной части зала привлекает внимание удивительная мозаика с изображением трехмерных фигур. К середине ХХ века монастырь пришёл в запустение. Его возрождение началось лишь в 70-е годы с приходом в эти земли монаха Хрисостомоса. Под его руководством монастырь ожил, в обитель стали приезжать паломники. Св. Герасим был родом из Каппадокии. На путь монашеского служения Богу он встал, будучи еще юношей. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания.
Хорошо известен замечательный эпизод из жития св. Герасима. Однажды он встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. По преданию, св. Герасим был похоронен около монастыря, но точное место его захоронения неизвестно.