В рабочем заседании приняли участие клирики, монашествующие и миряне, представляющие городские и районные благочиния.
Перед началом мероприятия были сформированы рабочие органы Епархиального собрания – счетная и мандатная комиссии, а также секретариат. Главным вопросом повестки дня стали решения Собора Украинской Православной Церкви, состоявшегося 27 мая в Свято-Пантелеймоновском женском монастыре (Феофания) в г. Киеве. Им был посвящен доклад правящего архиерея Запорожской епархии, давший старт встрече.
Комментируя событие, его непосредственный участник владыка Лука изложил свою позицию по ряду резонансных вопросов церковной жизни и подробно остановился на принятых в ходе работы Собора решениях.
– Проецируя решения Собора на реалии вверенной ему епархии, Запорожский митрополит продолжил: «На период военного положения наша Церковь своим соборным решением предоставила право епархиям выстраивать церковную жизнь в таком формате, чтобы это не вызывало распрей и конфликтов среди прихожан. Исходя из таких реалий, самое важное сейчас сохранить Церковь от внутренних разделений и расколов. Каждый понимает, что решения Собора не могут удовлетворить всех. Поэтому я предлагаю сосредоточить все силы на сохранении нашей епархии от всяких потрясений и нестроений. Мы должны противостоять этому и сохранить свою паству! – акцентировал внимание собравшихся правящий архиерей.
– Я призываю вас к миру, к верности нашей Матери-Церкви, ее канонам и хранению единства с Богом и в Боге, а также друг с другом, молитвами Богородицы и всех святых, среди которых занимают место и наши запорожские святые, – резюмировал Высокопреосвященнейший владыка Лука.
Далее председательствующий на собрании владыка митрополит ознакомил собравшихся с проектом итогового Постановления Епархиального собрания. После оживленной дискуссии участники мероприятия подавляющим большинством голосов поддержали каждое из положений документа.
При этом особо было подчеркнуто, что литургическая жизнь в Запорожской епархии остается неизменной.
В завершение встречи его Высокопреосвященство зачитал обращение к пастве по итогам Епархиального собрания.
Ознакомиться с постановлением Епархиального собрания и обращением митрополита Луки вы сможете, перейдя по ссылкам ниже.
Слово митрополита Луки, сказанное на Епархиальном собрании
Возлюбленные о Господе участники Епархиального собрания!
Христос Воскресе!
Говорят, что сегодня на наших глазах, а частью и при нашем непосредственном участии, творится Церковная история. Особенно это касается будущего Украинской Православной Церкви.
За три месяца после начала войны УПЦ оказалась в крайне тяжелой ситуации. По регионам нашей страны прокатился парад запретов общин канонической Церкви, начались захваты храмов, принудительные перерегистрации общин и переводы церквей в «СЦУ». Нередко были случаи и физического насилия в отношении священнослужителей УПЦ и прихожан храмов. Более того, «СЦУ» собирается отобрать у УПЦ и Киево-Печерскую лавру.
На этом фоне было принято решение созвать Совещание, которое переросло в Собор УПЦ.
1. Собор проходил в оживленной атмосфере. Он обозначил свою позицию по войне в Украине. Официально на Соборе автокефалия не была провозглашена, и свидетельства о даровании нам автокефалии тоже не было.
Необходимо отметить, что враждебные к УПЦ политики и религиозные деятели уже дали оценку деяниям Собора и прямо говорят, что произошедшее – ничто. Поэтому вражда против УПЦ продолжится, о чем свидетельствуют новые нападения на храмы в западных областях нашей Родины. Так, в период с 28 по 29 мая, после Собора УПЦ, на котором заявили о «самостоятельности и независимости» нашей Церкви, к «СЦУ» присоединили 12 приходов УПЦ. Все это произошло решением не церковных, а местных громад. При этом они не скрывают, что не успокоятся, пока не будет «исцелено разделение», то есть пока УПЦ не сольется в одну структуру с ними. «Епифаний» Думенко заявил, что заявление УПЦ о независимости – лишь обманный маневр для изменения отношения к себе украинского общества.
Московская Патриархия с пониманием отнеслась к тому, что произошло в Киеве. При этом было взято время для изучения решений Собора и формирования реакции на них. Слов осуждения, а тем более обвинения в расколе, с их стороны высказано не было.
В силу этого я предлагаю не спешить с выводами, а подождать окончательного формирования позиций на всех соответствующих уровнях. Что касается комментариев с нашей стороны – в высшей степени безответственно сейчас это делать.
2. Никто не спорит о том, что любая автономия приводит либо к автокефалии, либо назад, на уровень экзархата или обычной епархии.
Аргументы сторонников автокефалии: закрепление в Уставе УПЦ самостоятельности в том или ином виде минимизирует риски полного запрета Церкви на государственном уровне, а также сведет к минимуму травлю и гонения на священнослужителей и паству. Тем более, что часть паствы и священнослужителей также изменили свое отношение к РПЦ после начала войны. Все они лежат в плоскостях – эмоциональной, политической и материальной.
Противники же автокефалии видят угрозу не только в возможном выходе за рамки канонов. Решение об автокефалии ударит по духовному единству УПЦ, создав множество внутренних разделений и конфликтов, что сделает Её более беззащитной и ослабленной, что само по себе уже является чудовищным фактом. Фрагментация приведет к тому, что эти осколки будут поглощены либо УГКЦ, либо «СЦУ». А конечной целью всего это процесса станет уния с Ватиканом. Все эти аргументы в плоскости канонической.
В принципе, и до решений Собора УПЦ обладала фактически автокефальным статусом. В Её Уставе была зафиксирована максимально возможная степень церковного самоуправления. А каноническая связь с РПЦ была только духовно-молитвенной и не имела жесткого характера административного подчинения. К тому же в решениях Собора не было упомянуто слово «автокефалия», как и не были приняты обращения к РПЦ о её даровании, а к Поместным Церквям о признании автокефалии. Решения Собора позволяют сохранить каноническое устройство УПЦ, принимая во внимание текущие обстоятельства.
В жизни не так сложно провозгласить автокефалию, как сложно остаться при этом канонической церковной общностью, сохраняющей евхаристическое общение с Поместными Церквями и обладающей субъектностью в мировом Православии.
Главное ведь не в том, в каком каноническом статусе будет существовать наша Церковь в дальнейшем. Главное – кого этот статус сегодня заботит больше всего, и под чьим давлением мы пытаемся строить наше будущее. На Церковь давит, прежде всего, общество. Общество светское, враждебно настроенное к самой Церкви, не имеющее никакого отношения к Ней и в вопросах Её внутренней жизни не разбирающееся.
Прошу не обольщаться тем, кто думает, что причина такого отношения общества к УПЦ в нашем каноническом статусе, в нашем внутреннем устройстве или в нашей деятельности. Нас сегодня притесняют, гонят и терроризируют, так как не могут простить инаковости, того, что Церковь невозможно встроить в политический контекст, заключить в рамки идеологии, поставить на службу государству или обществу. «Ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8:37). Так Спаситель объяснил причину ненависти иудеев к Себе, и эти же слова объясняют причину неприятия Церкви обществом. Мы неприемлемы оттого, что не от мира сего. И это непонятно обществу. Однако мы только тогда сможем стать понятными, когда перестанем быть Церковью Христовой.
Путь уступок обществу ради того, чтобы оно не отторгало нас, – это путь в никуда. В его глазах это будет выглядеть проявлением слабости, а слабых бьют, все желающие.
На смену одним требованиям придут другие. Пойдя путём уступок обществу, мы, несомненно, сохраним внешнюю церковную организацию, но что тогда в ней, в этой организации, останется от Церкви Христовой? Да, она будет существовать и функционировать. Только сможем ли мы в ней найти Христа?
3. Наша Церковь своим соборным решением предоставила права епархиям выстраивать церковную жизнь в таком формате, чтобы это не вызвало разделений и конфликтов среди прихожан. Исходя из таких реалий, самое важное сейчас – это сохранить Церковь от внутренних разделений и расколов. Все понимают, что решения Собора не могут всех удовлетворить. Есть те, кто его поддерживают, и те, кто категорически против. И чтобы не было внутренних конфликтов на местах, епархиям даны возможности определять ситуацию с тем, чтобы обеспечить единство и спокойствие. Ведь на данный момент это самое главное. Поэтому я предлагаю сосредоточить все наши силы на сохранении нашей епархии от возможных потрясений и нестроений. Мы должны сейчас, посмотрев в глаза друг другу и осознавая свой христианский долг, не допустить возможности возникновения внутренних противостояний в епархии. Нельзя забывать, что деньги врагов Церкви и их усилия по пропаганде ненависти к нам сделают свое дело. Мы должны продумать, как противостоять этому и сохранить свою паству. И сейчас это наша главная обязанность. Пусть стратегические вопросы окончательно утрясаются на стратегическом уровне. Мы же должны сохранить единство и мир на уровне нашей епархии.
В силу этого предлагаю провести по приходам аудит на предмет того, как лучше сделать так, чтобы общины могли и дальше осуществлять свою деятельность без угрозы их существованию и внутреннему единству.
Я готов в будущем переговорить с каждым настоятелем прихода отдельно или делегированным от настоятелей благочинным, чтобы определить тот формат осуществления нашей пастырской деятельности, который бы позволил сохранить нашу паству и уберечь ее от разделений.
Спаситель в Своей Первосвященнической молитве выразил волю Божию: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Поэтому я призываю всех к миру, к верности нашей Матери-Церкви, Ее канонам, нашему Предстоятелю и к хранению единства с Богом и в Боге друг с другом, молитвами Богородицы и всех святых, в числе которых и наши Запорожские!
Сердечно благодарю за внимание и понимание!