После прочитанного Евангелия Запорожский митрополит обратился к собравшимся со святительским словом, отметив непреходящую важность единства верующих вокруг Христа.
«Мы сегодня собрались, чтобы молитвенно прославить славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, – сказал владыка. – Люди, мало знакомые с православием, могут подумать, что приставка «первоверховные», делает их выше всех остальных апостолов. Их верховенство лишь в том, что они сделали для нашего назидания больше, чем все остальные, оставив нам многочисленные плоды — свои труды. Сегодня мы являемся частью Тела Христова, являемся апостолами для современного мира, который погряз в грехе. А это значит, что по всей земле должно идти наше вещание слова Божьего. Свой священный долг мы должны видеть в том, чтобы несмотря ни на что оставаться проводниками Христа. И даже отсутствие необходимого духовного образования и дара проповедовать не может стать этому помехой. Вся наша жизнь, наша вера и наша любовь к Богу должны созидать в нас умение свидетельствовать миру о Христе. Никто бы не пришел сегодня в храм, если бы не имел любви ко Христу, если бы наше сердце не согревалось этой любовью».
Как сказал еще митрополит Лука, наша любовь друг к другу и ко всем тем, кто рядом с нами, может стать лучшей проповедью о Христе.
«Личная, семейная и общественная жизнь являются самым убедительным свидетельством того, чем живет наша душа. Живет ли она любовью или, напротив, в ней задают тон чувства недовольства, осуждения, ропота? Смирение или желание найти виноватого в своих бедах? Несем ли мы свет любви в свои семьи? Почему, стремясь полюбить Христа, желая стать своими для Него, мы при этом остаемся чужими для своих родных и близких? А ведь все это происки врага рода человеческого. Казалось бы, все ему доступно, все он может сделать. Все, да не все. Ему не доступно самое главное – он не может любить. А мы можем и должны».
По словам Его Высокопреосвященства, вражду и ненависть в современном обществе может победить только любовью.
«Зло порождает зло. Ненависть порождает ненависть. Мы видим, как зло пытается победить добро, порождая все новые и новые несчастья. В нашем языке есть выражение «братья по несчастью». Мы видим сколько горя и несчастий переживает наш украинский народ и народ Сербии. Но можно ли сказать, что мы братья по несчастью? Для нашего народа кровоточащей раной остается Донбасс, для вас – Косово и Метохия. Враг рода человечества никогда не успокоится, он ищет новых и новых жертв. Он хочет расколоть нас, лишить нас любви Христовой. Но это невозможно, пока наши сердца будут наполнены Христом, пока мы будем следовать за Ним, оставаясь верными Его учениками. Нас нельзя называть братьями по несчастью, потому что мы братья во Христе. Мы – братья и сестры в вере православной, вере любви».
Поздравив всех с праздником, митрополит Лука пожелал очищать сердца, чтобы в них никогда не было плевел врага рода человеческого.
«Если с нами Бог, то кто может быть нам страшен? Сегодня, молитвенно прославляя апостолов Павла и Петра, будем же подражать им и просить, чтобы Господь по их молитвам, по молитвам угодников Божьих, давал нам новые силы свидетельствовать о Христе. И это важно сегодня как никогда. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, прославляемый сегодня святой, «безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности».
Боджанский Рождества-Богородицкий мужской монастырь
Мужской монастырь Боджаны расположен в 15 км от г. Бач, был построен в 1478 году в тогдашней Венгрии купцом Богданом из Далмации. Начало монастыря связано с легендой, в которой говорится, что купец Богдан внезапно ослеп, из-за чего направился к целебному источнику, который находится на территории нынешней обители, пообещав построить храм, посвященный Царице Небесной, если его зрение восстановится. После того, как он умылся и помолился Богородице, ему вернулось зрение. Он через князя Дмитрия Якшича попросил письменное разрешение у короля Матии Корвина разрешение на строительство храма. Им были построены храм, монастырские кельи и приобретена земля. По просьбе его покровителя Богдана, мужской монастырь был назван в честь Богородицы.
С турецким завоеванием 1526 года монастырь был разорен. Монашеская жизнь была восстановлена в 1578 году с возвращением боснийских монахов, которые воздвигли деревянную церковь, но в1695 году обитель вновь была разрушена и восстановлена в 1698 году во времена правления императора Леопольда Первого, но в результате наводнения в 1711 году претерпела серьезные повреждения. Современный барочный вид обитель приобрела в 1722 году благодаря стараниям Михаила Тимисварли из Сегеда, о чем свидетельствует надпись над входной дверью на западной стене. Это был четвертый храм, который был построен на этом месте. Храм был расписан Христофором Чефаровичем. Во временя советской Югославии в монастыре был музей, который был богато обставлен и содержал различные гравюры, картины маслом, церковные сосуды и другие предметы.
В 1991 г. монастырь был подвергнут минометному обстрелу со стороны хорватских войск. После 1991 года монастырь некоторое время был женским, но с 2002 года он вновь стал мужским, и в настоящее время в нем живут монахи: Захарий (Прокич), Пимен (Павлович) и Дуско (Мирич).
Двор монастыря — это экзотический сад, в котором насчитывается до 153 видов растений со всего мира. Помимо прочего, территория украшена кедровыми деревьями из Египта, гинкго с Дальнего Востока и ели с Пиренейского полуострова. Единственное дерево, которое не получилось пока адаптировать — американская секвойя.
Хотя монастырь разрушался, главная святыня — икона Богородицы — «Целительница» – не пострадала. Эта икона одна из 6 самых почитаемых сербских чудесных икон Божией матери (официально), единственная, чей оригинал сохранился в Сербии.
То, что чудеса, связанные с иконой, являются не только легендой, подтверждается решением Сербской Православной Церкви причислив Её в шесть канонизированных чудесных икон, «которые приносят людям исцеление, предосторожность, облегчение, благодать и радость». Считается, что икона Богородицы была написана неким иеромонахом Василием, приехавшим в Боджаны из России в 16-17 веках. По словам монахов, перед иконой Божией Матери происходят чудеса двух видов: люди получают утешение, когда попадают в беду, и помогают им с физическими отклонениями.
Утверждается, что после молитвы перед иконой один человек, который прибыл в монастырь на костылях, оставил свои костыли и, без посторонней помощи, покинул обитель. Матерь Божия помогает многим парам завести детей. Описан случай как у мужчины из Австрии, который страдал облысением, после молитвы перед Образом снова стали расти волосы.