Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение, появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году во время осады святым благоверным князем Андреем Боголюбским Великого Новгорода. Взяв Киев в предыдущем году, его объединенные войска были разбиты после того, как новгородцы вынесли образ Пресвятой Богородицы на городскую стену. Когда икону переносили, в крестный ход пустили огромное количество стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
«Эта, как и многие другие междоусобные войны, – напомнил Его Высокопреосвященство, – велись зачастую между кровными родственниками, православными людьми, которые исповедовали веру во Христа, почитали Богородицу и святых. Так князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам. От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Он всегда брал в свои военные походы Владимирскую икону Божьей Матери, молитвы перед которой не раз спасали его в сражениях. Наверняка он молился перед иконой и во время своего новгородского похода. Но его молитвы на этот раз не были услышаны. Царица Небесная предстательствует пред Своим Сыном за все человечество, за всех людей, какими бы они ни были – благочестивыми или грешными, кающимися, желающими спасения или, может быть, даже не видящими своих грехов, – Она всегда неотступно ходатайствует о человеческом роде. Но милость от Господа получают только достойные. Этому нас учат как те далекие события нашей общей истории, так и сегодняшний день. Разве мало в наше время тех, кто прибегает в своих молитвах к заступничеству Богоматери, а любви и смирения при этом не имеет? Разве не скорбит Матерь Божья, когда слышит такие молитвы? Она все слышит и все видит, и проливает из-за этого реки слез. Но продолжает верить в силу человеческого покаяния. Всем нам известен пример обращения и спасения великой грешницы Марии Египетской, которая предстательством Богоматери стала великой праведницей. Это свидетельствует о том, что и о тягчайшем грешнике Богородица не прекращает Своих молитв и хочет исправить человека, направить его на путь добродетели, на путь духовного совершенства».
Поздравляя всех с праздником, Его Высокопреосвященство пожелал учиться любви и смирению у Царицы Небесной.
«Гордыня – корень всех наших бед. Гордыня не позволяет нам смиряться, а значит, и замечать свои грехи. А когда человек не видит своих грехов, то любая его молитва тщетна. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться смиренно перед Богом без всякой гордости, как ничего за собой не имеющий, как обнаженный. Это касается всех людей, и чем выше человек поднимается по служебной или социальной лестнице, тем больше он должен требовать прежде всего с себя и больше молиться без всякой гордости и честолюбия. Настоящая молитва – это молитва не только о себе, но и о других людях – о тех, кого знаешь, и о тех, кого не знаешь».