Поздравляя своих духовных чад с праздником Воскресения Христова, Его Высокопреосвященство отметил великое значение этого праздника в осознании верующим человеком своего места в жизни и смысла своего земного существования.
«Можно, — как сказал Владыка, — исповедовать христианскую веру, верить в Святую Троицу, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, но на практике, в реальной жизни руководствоваться другими принципами. То есть теоретически мы знаем, что Господь Своим Воскресением свидетельствует нам о том, что и наши души воскреснут. А как почувствовать это на практике? Можем ли мы сейчас сказать, что переживаем в эти пасхальные дни воскресение нашей души? Возможно, кто-то скажет, что уже чувствует, а кто-то скажет, что нет, потому что не знает, как это сделать. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», – говорит Христос. Главное – не просто надеяться, что когда-то будет всеобщее обновление мира, но – знать и верить, что это совершает Бог. А раз это в Божией власти, значит, Он вправе преодолеть границы времени и воскресить любого умершего раньше всеобщего воскресения. Сегодня мы служим в храме преподобного Серафима Саровского, который к каждому человеку, несмотря на время года, обращался со словами: «Радость моя, Христос Воскресе». В этом проявлялась его вера. Он не просто знал о воскресении Христа, то есть осознавал непреложность и объективность этого факта, но и переживал это всей глубиной своей души. Он жил в состоянии Воскресения Христа, в воскресении своей души. Так происходило потому, что он всей своей жизнью свидетельствовал о Христе исполнением заповедей Божьих. Он старался всеми силами угодить Богу и хранил в своем сердце пасхальную радость независимо от времени года. Точно так же должны поступать и мы. Нам хорошо известны слова преподобного, определившие цель христианской жизни, которые он произнес во время беседы с Николаем Александровичем Мотовиловым, его биографом. Цель каждого человека состоит в стяжание благодати Святого Духа. Любая земная цель – временна, кроме главной – стяжания Благодати Святого Духа. В том насколько это важно для нас мы убеждаемся опять же благодаря великому угоднику Божьему. Неизвестно почему, есть разные гипотезы, но Серафим Саровский однажды потерял благодать. А ведь он стяжал обильную Благодать… И молился три года – тысячу дней и тысячу ночей не сходил с камня. В это не только трудно поверить, но даже представить себе такое. А ведь это было, этому есть множество доказательств и свидетельств очевидцев. Каждый из нас спешит в храм Божий, чтобы встретиться с Богом, почувствовать Его благодать. Можно годы жить ожиданием, когда благодать снизойдет, тогда Господь Сам устроит полезное для спасения нашей души. Может быть, это будет скорбно, или окажется радостью через слезы, или Господь поставит нас на такое послушание, где придется довольно трудно, и мы не будем испытывать особого удовольствия. Но это будет для нас благодатно, спасительно и полезно. Ведь наша главная задача – стать соработниками Бога. И надо просить Его, чтобы Он потрудился в нашей душе. Если Бог снизойдет благодатью к нам в сердце, в наши души, то любые бесовские козни, страсти для нас будут не страшны. Диавол никак не сможет к нам даже подступиться, если мы окружены такой благодатью. И всякий человек, который это понимает, который опытно получил такую благодать, понял, что такое жизнь с Богом, безразличен ко всему остальному, к своему внешнему положению.
В эти пасхальные дни многие спешат на кладбище, а не в храмы. С одной стороны это хорошо, – мы должны помнить о своих сродниках. Но память наша должна проявляться не только в том, чтобы покрасить оградку и поставить цветы. Не об их могилах, а об их душах, должны мы заботиться, молиться о них. Господь дает нам в эти дни возможность ощутить радость Воскресения. И только наши грехи мешают этому. Мы это хорошо понимаем, но ничего не делаем, чтобы от них избавиться, или делаем очень мало. Мы часто хотим легких побед. Один раз воздохнем, один раз всплакнем, один раз храм посетим, один раз покаемся – и все должно перемениться в нашей жизни. И мы еще ропщем на Бога: «Господи! Ты чего это мне не даешь, чего я у Тебя прошу-то? Я же уже сделал шаг?» А может быть, Господь ждет, чтобы мы сделали не один шаг? Он медлит для того, чтобы мы проявили уверенность, чтобы мы укрепились в том, что действительно полезно для нашей души. Серафим Саровский жил с Богом и Бог ему всегда помогал. Если мы будем жить с Богом, если в нас будет жить пасхальная радость в течение не только этих дней, но и всего года, всей жизни, то все наши проблемы и невзгоды будут проходить сами собой, потому что Господь все будет покрывать Своей любовью».