Затем обратившись с проповедью, Его Высокопреосвященство с сожалением заметил, что даже среди тех, кто сегодня слышит слово Божье, не каждый способен вместить в себя благодать Духа Святого.
«Любая строчка Священного Писания, которое мы слышим во время богослужений, является для нас боговдохновенной, то есть наполненной благодатью Духа Святого. Вот только не каждое сердце в состоянии воспринять эту благодать. Невозможно умом человека, погрязшего в грехах и страстях, постичь всё то, о чем говорит Священное Писание. Сегодня мы слышим рассказ о том, как святые апостолы насаждали в сердцах людей веру, как проповедовали о Царствии Небесном. Это было много лет назад, в первые века христианства, когда язычники были готовы растерзать каждого, кто выступал против их жертвоприношений, когда были гонения со стороны иудеев. Это было время, когда христианам приходилось много страдать и скорбеть. Но что изменилось с тех пор? На теле каждого из нас есть крест, который является свидетельством нашей принадлежности к вере христианской. Это не амулет от дурного глаза, или проклятий, как иные думают. А раз это не талисман и не амулет, то и отношение к нему должно быть совсем другим. Крест – это еще и напоминание нам о том, как мы научаемся вере и как мы укрепляемся в ней. Действительно ли мы верим в Христа и в Его крестные страдания? Неужели кто-то думает, что Христос только делал вид, что страдает? И уж коли верующий человек так не думает, то будучи просвещенным в таинстве Крещения и укрепленным в таинстве Миропомазания, он не имеет права терять ту благодать, которую дал нам Господь. Ведь без неё невозможно представить ни само научение вере, ни укрепление в ней. О благодати много говорят в церкви, возможно, из-за этого смысл слова стал теряться. Часто приходится слышать, что в таком-то человеке чувствуется благодать Божия, а также: «благодать Божия да будет с вами». Мы видим, что когда благодать Божия присутствует, тогда все приходит в порядок. Но почему? Что же это такое – благодать, о которой постоянно упоминается как в Новом Завете, так и в наставлениях святых отцов? Прежде всего благодать – это дар, это ниспосылаемая Богом милость, это сила Божия, нетварная Божественная энергия. Только благодаря ей мы можем свидетельствовать перед этим миром искренность, силу и твердость нашей веры».
Как сказал еще владыка, искренность своей веры человек может проверить на примере отношения к церковным праздникам.
«Если его привлекает лишь торжественность и благолепие праздничной службы, то здесь мало веры. Здесь скорее желание потешить себя мыслью, что он не такой как все, чтобы затем об этом рассказать своим знакомым. Сегодня мы празднуем память апостола Иоанна Богослова, апостола любви, у которого каждый из нас может многому научиться. Сколько сейчас всевозможных тренингов и мастер-классов о том, как вернуть любовь, как научиться любить. Люди хотят любить, но не знают, как и кто их может этому научить. Появилась даже целая наука о любви – ловология. Готовых формул любви, конечно же, не существует, но если человек пришел сегодня в храм, чтобы о чем-то попросить угодника Божьего, то лучше просить его научить нас любви. Научить тому, что становится большим дефицитом в наше время. Ведь если человек имеет искреннюю веру, он хочет во всём подражать святым и прежде всего, – Христу. Любой хороший ученик, имея хорошего учителя, со временем сам становится учителем. Учителем не по диплому, а по призванию. Учителем в своей семье, для своих детей, для своего окружения».
По словам митрополита, современный мир мало располагает к любви, слишком много в нём поводов для возмущения и недовольства.
«Сегодня человеку легче найти повод скорбеть, чем любить и радоваться. Путь христианина, конечно же, не усыпан розами, в нём много испытаний, особенно сейчас. Но разве у апостола Иоанна было меньше страданий, разве от этого он стал меньше любить? Все дело в том, что в нас слишком много греха, который и является причиной многих наших страданий. Но есть и те страдания, которые нам посылает Господь. А посылаются они для того, чтобы мы могли доказать свою веру. Чтобы могли сказать, что знаем Христа не по книжкам, а по тому, как Он укрепляет нас. Укрепляет в тех тяжестях жизни, которые мы сейчас несем. Мы не можем доказать свою веру Христу лишь только словами. Иоанн Богослов – пример для нас такой веры. Он был таким же человеком, как и мы, с той же благодатью, какую имеем и мы с вами. Одно нас отличает – он видел Христа. А сколько было тех, кто видел Христа, а затем кричал: распни? Тысячи видели чудеса и требовали казни. Иоанн Богослов – единственный, кто оставался со Своим Учителем до конца. Готовы ли мы быть похожими на него? Задумаемся над этим, и дадим себе ответ. Мы рождены для жизни вечной в царских райских обителях, которые будут даны нам лишь тогда, когда мы пройдем наш земной путь без ропота и гнева, без отчаяния, с радостью и упованием на Бога».