«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»
Разъясняя назидательный смысл настоящего апостольского послания, Его Высокопреосвященство предостерег от ошибки думать, что оно касается только священнослужителей.
«Если перефразировать его начальную часть, то можно сказать, что не только тот, кто желает епископства, но и каждый мирянин, кто желает быть хорошим христианином, желает доброго дела. А разве может быть иначе? Кто из нас не хочет быть честным, добролюбивым, бескорыстным. Кто не хочет воспитывать своих детей в духе послушания и любви? Все хотят этого, но всё ли делают для этого? Многие уверены, что когда что-то не выходит, то склонны обвинять в этом кого угодно, но только не себя. Так, может, стоит сначала научиться оценивать себя, видеть собственные недостатки, а потом уже недостатки других. Может, стоит перестать замечать соринки в чужом глазу, а в собственные бревна не замечать. Недаром преподобный Ефрем Сирин просит Господа дать ему возможность узреть свои недостатки. Он это делает потому, что человеку свойственно себя оправдывать. Когда же мы увидим свои грехи, свои недостатки, мы будем просить Господа дать нам силы исправить их, избавиться от них. Ведь как врач, поступает, когда видит симптомы болезни? Он не говорит, что ничего страшного, само пройдет. Он начнет принимать меры. Так и мы должны поступать по отношению к нашей душе. Если замечаем свои недостатки, то не думать, что ничего страшного: мол, другие же живут и ничего. Это всеобщее заблуждение. Болезнь сама по себе не проходит. Тем более не следует думать, что раз мы исповедуем Христа, то уже спасены. Вспомните, что не каждый говорящий Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное. Необходимо исполнять заповеди Христовы. А о чем они? В первую очередь о любви. Мы все хотим, чтобы нас любили, а вот о своей любви к ближнему стараемся не думать. А ведь мы, если хотим быть настоящими христианами, обязаны любить. Мы хотим, чтобы нас любили, ценили, признавали за красоту, ум, мудрость, талант, за все те качества, которые мы так любим в себе, за все то, что зачастую может привести к нарциссизму, то есть к самолюбованию. Человек посвящает всю свою жизнь тому, чтобы петь гимн собственной любви. Любить себя – значит делать все, чтобы не увидеть греха. Такие люди способны видеть только себя в лучах славы, а когда этого не получают, с удовольствием создают миф о жестокости и непонимании мира. А ведь им нужно только попросить Господа открыть глаза и указать на их недостатки, потому что человека без недостатков не бывает, – все мы грешны. Прислушаемся же к тому, что нам говорит святой апостол: кто архиерейства желает – тот доброго желает. Не воспринимайте это лишь как желание человека продвигаться по служебной лестнице. Да, архиерей – это высокая должность, которая предполагает почет и уважение. Но это еще и пример того, как нужно соблюдать закон Божий, как нужно подражать святым. Сегодняшние слова апостола Павла еще и о том, что путь истинного христианина – это восхождение по лестнице добродетелей. Ступенька за ступенькой мы должны становиться лучше, избавляясь от своих грехов. Но и от падения с этой лестницы тоже никто не застрахован. И падения зачастую случаются, и бывают весьма болезненны. Но в том и состоит мужество христианина, что, упав однажды, он поднимается и продолжает свое восхождение, – причем с самого начала, с первой ступеньки».