«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
Начиная свою проповедь, Его Высокопреосвященство привел слова апостола Павла, как напоминание о том, что человеку в силу его греховной природы трудно расстаться со своим добром.
«Вот потому и обращается апостол к Коринфянам, чтобы растопить их сердца. Он говорит им о том, что «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Вот как первоначально звучали слова знакомой нам с детства поговорки – что посеешь, то и пожнешь. Кажется, что нет на земле человека, который бы не знал или хотя бы не слышал этих слов. А человек по-прежнему весьма неохотно расстается с тем, что ему дорого. А что больше всего дорого для современного человека? Скупость является самой распространенной нашей чертой. Но ведь одно дело, когда человек скуп по отношению к своему имуществу, и совсем другое дело, когда он скуп по отношению к своей душе, к своим близким. А ведь мы знаем, что Бог же силен обогатить нас благодатью, чтобы мы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело. Когда человек скуп в отношениях, точно так же к нему относятся и те, кто его окружают. Апостол учит нас милосердию, доброте. Этому нас постоянно учит Господь, этому нас учит наша Церковь. Господь щедро делится с нами Своей благодатью, которую мы чувствуем, потому что в ней сила, которая помогает противостоять злу, которая помогает пастырям вести свое стадо по пути спасения. Сила, помогающая святым совершать подвиги, которые не в состоянии совершить обычный человек. А что мы можем посеять? Кто-то скажет, что у него ничего нет, чтобы сеять. А как же наша открытость, наша доброта и желание прийти на помощь к ближнему. Разве это не то семя, которое способно принести богатый урожай? Да, у человека не всегда бывают материальные средства, чтобы помочь ближнему, но душа-то наша всегда с нами, с нами наше доброе и отзывчивое сердце, наше участие и милосердие. Мы должны сеять добрые дела не как милостыню – от случая к случаю, а постоянно, потому что тот, кто скупо творит добрые дела, то есть сеет, так же скупо и пожнет Божию благодать за неё. Милосердие должно стать постоянной нашей спутницей. Сеять не ради того, чтобы нас кто-то похвалил, а ради того, чтобы в нашем сердце не осталось и следа скупости и расчетливости. Чтобы в нашем сердце остались только добродетели, которыми мы сможем свидетельствовать на страшном Судилище Христовом. Чтобы наше сердце радовалось, потому что дарить всегда приятнее, чем принимать подарки, потому что тем самым мы стараемся угодить Богу. Господь человеколюбив и не требует от нас подвига чрезмерного. Господь ценит каждое наше доброе слово, нашу любовь к ближним, наши добрые дела. И каким незначительным на взгляд стороннего наблюдателя ни был наш посев, Господь с благословением примет все, что мы сделали хорошего в этой жизни. Главное – помнить, что плоды нашего сеяния мы будем пожинать уже не здесь на земле, а в Царствие Небесном».