После чтения Евангелия Его Высокопреосвященство обратился со словами проповеди, которая имеет значение не только для верующего человека.
«Иоанну Предтечи, день трагической гибели которого мы сегодня вспоминаем, не удалось усовестить ни Ирода, ни Иродиаду. Кто-то возможно даже подумает, что смерть его была напрасной. Но так ли это? Да, тетрарх не раскаялся, а наоборот, арестовал его и посадил в тюрьму, а публичная речь разгневала Иродиаду и заставила её затаить злобу и ждать удобного случая, чтобы отомстить. И этот случай, как мы знаем, представился, и она отомстила при помощи своей дочери Саломеи. Но разве гибель и мучения его напрасны, разве пророк был оставлен Богом? Разве Господь не дал ему мужества, чтобы с достоинством вынести все страдания? Все мы страдаем, вся наша жизнь есть череда страданий. Но много ли среди нас тех, кого страдания сделали мужественными? А Иоанна сделали. Его гибель, и Господь это знал, была неизбежна, потому что люди, живущие по страстям, одурманенные плотскими вожделениями, ничего не слышат, они не способны воспринимать правду, потому что глухи к голосу совести. И примеров этому, к великому сожалению, в нашем современном мире предостаточно. Взять хотя бы пропаганду за однополые браки, которые ведут сейчас многие европейские страны. По убеждению верующих, подобные браки суть мерзость перед Богом. Но кто слышит их голос и протесты Церкви? Такие люди уверены, что справедливость на их стороне. А все потому, что понятие человеческой справедливости строится не на Божьем Законе, а на частном мировоззрении или искаженной общественной морали. То, что для одних считается аморальным, другие считают вполне приемлемым. Достаточно часто такие люди действуют вопреки справедливости осознано, руководствуясь соображениями личной выгоды или удобства. История Иродиады и Ироды – пример такой ложной справедливости. Их союз противоречил законам еврейского народа и всеми осуждался. Ирод и Иродиада совершали беззаконие, а значит, шли против Бога».
Сегодняшнее событие, как сказал еще владыка, учит, назидает, напоминает о том, насколько опасно нарушать законы Божьи и жить страстями.
«У нас есть лишь один способ борьбы с ними – находиться всегда начеку. Не позволять страстям заглушать голос нашей совести, ибо голос правды – это и есть голос нашей совести. Совесть –это наше врожденное нравственное чувство, которое быстрее, чем ум различает добро и зло. Кто следует голосу совести, тот никогда не будет сожалеть о своих поступках, не будет печалиться. Мы слышим сегодня рассказ о том, как опечалился Ирод, когда узнал о просьбе Саломеи. Но это не было проявлением совести, сожалением о своем проступке, о том, что его вынуждают погубить невинного человека. Он опечалился потому, что осознал, что его перехитрили. Его – тетрарха, властелина, богатейшего человека, образованного и умного, провели. Эта далекая история поучительна для нас еще и тем, что в ней немало параллелей с нашими днями, с тем, что нам пришлось пережить в последнее время. Ирод Антипа – символ очень богатого человека. Это плутократ, олигарх, считающий себя глубоко верующим. Но именно поэтому Христос очень боялся, что этот дух олигархии, плутократии проникнет в церковную среду, завладеет лидерами Церкви. Именно поэтому Христос говорил апостолам: «Берегитесь закваски Иродовой». Взаимоотношения между Иродом и Иоанном Крестителем – это отношения между властью и Церковью, миром политики и миром веры. За последнее время мы убедились в том, насколько мир политики и мир человеческий могут проявлять какой-то интерес к религии, к Церкви, но всегда используют все это в своих целях. И когда они окажутся перед выбором: или свое собственное благополучие, достоинство, или собственная совесть и гонения против Церкви, то всегда выберут гонения.
Ирода за все его прегрешения ждала трагическая смерть. Его правление не состоялось. Он пытался быть богатым, занимать достойное положение, состоятся как религиозный человек, но из этого ничего не вышло. На склоне лет он оказался банкротом и потерпел политическое фиаско. Его жизнь не состоялась, хотя Бог сделал все, для того чтобы его жизнь состоялась. И Иоанн Креститель его обличал. Для чего? Не для того, чтобы опозорить царя, а для того чтобы исправить его. И Господь был перед его глазами. И все это прошло мимо этого человека. Поэтому те, кто пытаются решать религиозные вопросы политическими методами, тоже закваска Иродова, и она никого ни к чему хорошему не приведет».
В заключение владыка пожелал всегда говорить правду, не прикрываясь заповедью любви.
«Если мы действительно любим своего ближнего и заботимся о его спасении, мы должны говорить ему всегда правду. И неважно, как он к этому отнесется. Еще царь Давид говорил: «Обличи глупого – он возненавидит, а мудрый – поблагодарит». Мы должны быть мужественными, потому что говорить правду Божью всегда тяжело. Кроме мужества нам нужно просить у Бога сил, чтобы противостоять страстям. Быть начеку, следить за каждым своим словом, каждым своим поступком. И всегда помнить, что творить правду заповедано Самим Христом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся, Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».