«Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть».
«Через эти слова апостола Иакова, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство, – наша Церковь призывает нас по-особенному взглянуть на один из самых маленьких человеческих органов – язык.
Почему это так важно для нас? Да потому, что тот, кто может управлять своим языком, сможет управлять и своим телом. Для такого человека не составит большого труда оказать достойный отпор врагу рода человеческого, который подбирается к нам через телесные страсти. Именно наше тело после грехопадения становится тем органом, через который демоны проникают в душу. Благодаря языку наша жизнь наполняется многими грехопадениями – такими, как сквернословие, лживые обещания, непристойные речи, сплетни, пересуды и кривотолки. Но в то же самое время язык – это не только оружие неправды. Благодаря этому маленькому органу мы благодарим Бога, благословляем и получаем благословение. До чего же трудно порой подчинить его своей воле и научиться управлять им. Причем не только нам, простым смертным, но и праведникам. Благодаря языку ложь в современном мире становится одним из самых распространенных социальных феноменов. В некоторых сферах нашей жизни, например, в политике, это приобретает угрожающие масштабы. Лгут все и лгут по-разному, поэтому до сих пор нет явного признака лжи, иначе разоблачать её было бы легче. Такой признак, как известно, был только у Пиноккио: когда он врал – у него отрастал нос.
Вечная проблема, с которой сталкивается человечество на протяжении всей своей многовековой истории – проблема обмана и лжи. Люди лгут по разному поводу. Одни лгут из корысти, чтобы достичь эгоистических целей, другие лгут бескорыстно, потому что не видят различий между реальностью и своей выдумкой. Третьи лгут из сострадания, полагая, что их ложь во спасение. Есть также ложь, к которой прибегают многие политики, – она, по их мнению, мало чем отличается от истины, потому что поддерживает общество и цивилизацию от распада и гибели. Опасность лжи в том, что она меняет структуру сознания человека, вследствие чего из его жизни исчезает личная совесть, и всё меньше слышится её голос. Так философ Николай Бердяев по этому поводу писал: «Мир захлебывается ото лжи. Лгут не только люди лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно». В народе недаром говорят: что у человека на уме, то у него и на языке. Было бы полбеды, если бы человек единожды солгав, или подняв кого-то на зубок, потом в душе раскаялся, потому что на самом деле так не думает и не считает. Но вот беда, что это происходит крайне редко. Перемывать косточки, сплетничать становится нормой жизни. Достаточно хотя бы одним глазком взглянуть на то, что происходит на телевидении, в интернете, в газетах и журналах – особенно глянцевых. Это же сплошное «подглядывание в замочную скважину» и «вынесение сора из избы». И всё это преподносится как достижение современной журналистики. И всё это, к великому сожалению, не проходить бесследно для души человека, особенно молодой и не окрепшей».
Каждое произнесенное или написанное слово, как сказал владыка, не только несёт ту или иную информацию, оно еще и передает дух человека.
«Вот почему слово может не только калечить, но и лечить. Всё зависит от того, что в душе человека, какое у него сердце, каким духом он водим – Божьим или духом поднебесной злобы и обольщения? Это очень важно знать, так как человек воспринимает не только слово, как информацию, но и как интонацию. Иной раз интонация значит гораздо больше, чем собственно смысл. Так ребенок, ещё не понимающий слов матери, реагирует на её голос, он действует на него успокаивающе, – особенно перед сном. Таким образом, многое в нашей жизни зависит от нас с вами, от состояния нашего сердца. Добрый источник, как известно, всегда будет давать только добрую воду. Что у нас на сердце, то очень скоро станет у нас на языке. И тогда это уже не будет касаться только нас. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Современный мир, к сожалению, не всегда судит по нашим делам, а часто по нашим словам. Дело в том, что смысл сказанного можно извратить и преподнести так, как хочет этого враждебная Церкви аудитория. И примеров этому – великое множество. Вот почему следует всегда помнить старую добрую поговорку: язык мой – враг мой, потому что прежде ума глаголет. Эта же поговорка пригодится нам для борьбы с грехом празднословия. Опасность этого греха в том, что в него вовлекается не только тот, кто говорит, но и тот, кто слушает. А сколько сил при этом тратится, и не подсчитаешь».
Поздравляя с праздником Рождества Христова, Запорожский митрополит призвал духовенство дорожить каждой минутой, чтобы напитывать свою душу словом Божьим.
«Сегодня мы имеем дело с таким опасным явлением, как информационный терроризм. Опасность его в том, что обычный человек может не замечать всех его последствий. Мы же не имеем права его не замечать. Наш долг бороться с ними. А для этого у нас есть самое надежное средство – слово Божье. Чем больше мы будем читать Священное Писание, учения боговдохновенных святых отцов и подвижников веры православной, чем больше будем рассказывать о том, чему нас учит Матерь-Церковь, тем скорее покончим с этим злом. Язык человека должен служить разумному, доброму и вечному. Одними устами, как говорит апостол Иаков, нельзя благословлять и проклинать, празднословить и клеветать. Святая Церковь призывает нас задуматься над той информацией, которую мы воспринимаем и которой делимся. В эти святочные дни, когда мы продолжаем радоваться рождению нашего Спасителя, мы должны задуматься над состоянием нашего сердца. И ответить на один из самых насущных вопросов: всегда ли наши слова проистекают из доброго и чистого источника»?