Обратившись затем со словом проповеди, Его Высокопреосвященство призвал не пытаться постичь разумом праздник Богоявления, а лишь поверить в него.
«У нас нет, и не может быть иного способа показать свою веру, как только показать свое сердце, наполненное Божественной благодатью. Каждый из нас, каждый, кто верует в Пресвятую Животворящую Троицу, составляет нашу Матерь-Церковь. Не здание, которое еще называют культовым сооружением, а Церковь как единство единомышленников, как семью. По определению святого Афанасия Великого христианская вера – это «вера в неизменяемую, совершенную и блаженную Троицу». Богооткровенное учение о Боге едином по Существу и Троичном в Лицах является основным и краеугольным догматом христианства. Исповедание этого догмата отличает нас от представителей других религий. Являясь краеугольным камнем христианской веры и вершиной Откровения Бога человеку, догмат о святой Троице в то же время таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Неудивительно, что за догмат о Святой Троице с первых веков христианства шла напряженная борьба Святой Церкви с последователями ересей. Все заблуждения относительно догмата о Святой Троице – и древнейшие и современные – проистекают из одного источника, а именно – горделивого отвержения авторитета Святой Церкви и произвольного толкования Божественного Откровения. А ведь авторитет святой Церкви незыблем. Он как тот фундамент, который ни человек, ни время не способны ни подточить, ни поколебать. Но мир и человеческое общество не оставляют надежды разрушить его. И вот тут очень многое зависит от каждого из нас, от тех кирпичиков, которые положены в основание нашей Матери-Церкви. Все зависит от нашей веры, от того, насколько наши души наполнены благодатью Божьей. Церковь для нас это столп и утверждение истины. Но что такое истина? Для человека современного общества потребления истиной является то, что он может увидеть, ощутить, осязать, что он может измерить. А кто из людей видел Бога, кто может его описать или измерить? А раз никто Его не видел, то что же получается: Бог – не истина для нас? И многие ищут научные подтверждения, что Бога нет. Но вот что самое интересное: чем больше они пытаются доказать, тем сильнее они начинают сомневаться в своей правоте. Они начинают понимать, что Бог – непознаваем. Бог открывает для человека ровно столько, сколько тот может вместить. Если человек пытается постичь истину с помощью головы, а не сердца, то для него Бог всегда будет оставаться Terra Incognitа. Он попросту не способен ни познать этого, ни уразуметь. Без веры этого сделать никому не удавалось. Вот потому человек и приходит в храм, он приходит, чтобы познать Бога, чтобы напитать свое сердце Божественной благодатью. Он приходит, чтобы утвердиться в истине. И вот только тогда Господь открывает Себя, а человек познает и ощущает Его присутствие в своей жизни».
Опасность нашего времени, как сказал владыка, состоит в том, что льстивыми учениями пытаются отвлечь человека от истины.
«Они пытаются отвлечь человека своей ложью и подменой понятий, играют на главном человеческом пороке – гордыне. Пытаются оторвать нас от Церкви. А все, что оторвалось от Церкви, как известно, Церковью уже не является. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Она обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».