И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
«Первое, на что хочется обратить внимание, слушая сегодняшнее евангельское чтение, – говорит Его Высокопреосвященство, – это уважение Христом человека как личности, его свободы, его выбор. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною…». А дальше Он говорит: «Отвергнись себя и возьми свой крест и следуй за Мною». Но что значит для человека, принявшего решения идти за Христом, изъявившего желание, сделавшего свой выбор, отвергнуть себя? Это значит побороть себя. Самая страшная битва, которую ведет человек, это битва с самим собой, со своими пороками, своими страстями. Легко ли не осуждать ближнего, не гневаться, не раздражаться? Победить себя – значит, отвергнуть свои грехи. Но грех никогда не прилепится к человеку, если его сердце будет занято Богом. А когда человек думает о том, что всех нужно спасать, он перестает думать о своем спасении. Забывает о том, что нужно начинать с себя. Недаром Господь предупреждает нас: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата…» Лицемерие видеть волю Божью в том, чтобы указывать на недостатки ближнего, а своих не замечать. Разве в этом состоит наш крест, о котором говорит Христос? Видеть свой крест лишь в том, чтобы обличать чужие, а не свои грехи, – это значит пребывать в себе, а не в Боге. И это никогда не будет способствовать умножению в человеке любви. Да, для нас очень важно во всем видеть волю Божью, но для этого на все нужно смотреть через призму любви, сочувствия и сострадания. Если нет этих чувств в сердце, то нет в наших поступках и воли Божьей. А как этому научиться? Для этого нам дается Евангелие, житие святых, примеры угодников Божьих, обширнейший многовековой опыт нашей Матери-Церкви. Взять свой крест и идти за Христом – это не только молиться ради собственного благополучия и своих родственников, но и за ближнего своего, которому в эту минуту, возможно, намного хуже, чем нам. Просить Бога о том, чтобы Он не погубил его душу, смилостивился над ним. Когда человек этого не делает, он начинает роптать, гневаться и не слышит того, что говорит ему Господь. Мы знаем от чего возникает наш гнев, раздражительность, неудовлетворенность, но кто может сказать от чего возникает наша любовь. Не симпатия, не влюбленность, а именно любовь, это высшая потребность человека, которая сама по себе лишь по одному нашему желанию не возникает. Каждый человек нуждается в любви, в этой огромной, исцеляющей и благотворной энергии, которая помогает нам расти духовно, становиться лучше, человечнее. А кто не хочет, чтобы мы любили, становились лучше, добрее, милосерднее? Конечно же, враг рода человеческого. И тут, как он любит говорить устами своих клевретов, все средства хороши. Хочешь любить себя и плевать на традиции, законы, порядки, пожалуйста, тебе никто не имеет права запретить, ведь ты – венец природы, ты– человек. А это, как говорил известный пролетарский писатель, звучит гордо. И действительно, там, где человек, там всегда гордыня, эгоцентризм, себялюбие, тщеславие и вседозволенность. А там, где Бог, – там всегда всепрощение, доброта и любовь к ближнему,– там христоцентризм. Христоцентризм – это и есть наше подлинное крестоношение. Это следование за Христом, а не за собой, ибо Христос для нас – это Средоточие всего мироздания, Залог соединения всей твари с Богом, Надежда преображения Богом всего мира».