8 сентября протоиерей Иоанн Бисьмак, настоятель Свято-Никольского храма с. Таврийское Ореховского района, после Божественной литургии вместе с прихожанами храма совершили Крестный ход к источнику, который находится на Лысой горе с. Юрковка. Во время шествия читали Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Владимирская», а возле самого источника отслужен «Молебен малого освящения воды с чином краткого молебного пения о сохранении творения Божия». По окроплению присутствующих святой водой, организована общая трапеза.
В итальянских источниках издавна существовавшее поселение на левом, доминирующем над округой, берегу некогда судоходной Конки-реки – как раз в том месте, где сегодня находится село Юрковка Ореховского района, обозначено пугающим названием: мертвый город [некрополь]. На российских же военных картах 18-го века Некрополь на Конке помечен как… город Семи мечетей. Это название за поселением на высотке тамошней и закрепилось в отечественной литературе, связанной с историей и археологией. Ну а местный люд издавна развалины древние считал остатками турецкой крепости на… Лысой горе. И помаленьку растаскивал их, чтобы они, значит, не пропали даром — окончательно в землю не вросли.
Из кирпича крепостного перед войной с немцами в Юрковке даже школу построили. Первую в той местности. Или одну из первых. Нынче ее уже нет, только фундамент остался. И в нем можно разглядеть точно такие же блоки, какие на Лысой горе обнаружила однажды экспедиция запорожской «Новой археологической школы».
К слову, в 1993 году на Лысую гору нагрянули черные археологи. Пробив на месте старой крепости шурф, они вытащили из-под земли два блока. Потом грабительский раскоп — после того, как с горы улепетнули, не найдя ничего стоящего [золотишка, скажем], копатели-теневики, расширили сотрудники Запорожского областного краеведческого музея и по найденной в нем плитке осторожно предположили, что крепость лысогорская, если это, конечно, вообще крепость, может относиться к периоду Золотой Орды.
Спустя еще время археологи разобрались, что на горе, под землей, очень много построек. Нашли они также несколько целых кирпичей. Специфических. Их ни с какими другими не спутаешь. Кирпичи квадратные, не похожие ни на наши, ни на турецкие. И тогда участвовавший в раскопках ученый Михаил Ельников предположил: похоже, что на Лысой горе на берегу Конки таки обнаружен ордынский памятник.
Продолжив работу, уже скоро археологи наткнулись на стены древнего здания. Точнее, на завалы стен. Причем это было здание, богато украшенное плиткой — вроде мозаичной. Это был типичный золоордынский орнамент. Больше он нигде не применялся.
Что за здание было? Скорее всего, мечеть. Причем очень большая.
Оказывается, в Диком Поле в 14-м веке существовали огромные сооружения.
Ну а где, если вспомнить устоявшееся название Мертвого города на Лысой горе, находятся еще шесть его мечетей? Тем же!
В общей сложности археологи на Лысой горе действительно обнаружили семь крупных построек. Но они не обязательно мечетями могли быть. А, скажем, просто административными зданиями. Вероятно, составители карт, делая зарисовки с натуры, не очень-то разбирались, что за развалины перед ними — мечети, не мечети и пометили, поэтому старое поселение на Лысой горе как город «Семи мечетей».
Теперь, если попросим археологов, чтобы они помогли разобраться, когда конкретно появился этот город, мы узнаем, что города на просторах Дикого Поля строить начал хан Узбек. Ему было выгодно это: в дикой степи появлялось оседлое население. А конкретно на Лысой горе у реки Конки нужен был город еще и потому, что мимо проходил один из лучей Великого Шелкового пути: именно оттуда, с берегов Конки, путь в Европу пролегал, а в обратном направлении — в Крым.
Получается, в городе жили монголы? Получается, но не совсем: по завещанию Чингисхана, монголы должны были вести исключительно кочевой образ жизни. Но города в степи они одно время поддерживали. Им, например, нужны были ремесленники. Вполне возможно, что в город на Лысой горе они из степи сгоняли людей. Вероятнее всего, поэтому жили там представители разных национальностей, включая славян. И вполне мирно уживались. Видимо, из подобных степных городов веротерпимость впоследствии была перенесена и в козацкую среду.
И еще одна важная деталь: на одной из вершин горы источник древний находится. Не исключено, что именно там побывал в древности… апостол Андрей Первозванный. А как же в таком случае Лысая гора на Днепре, где тоже источник Андрея Первозванного имеется? Какой же из них истинный? Впрочем, задача апостола была – утолить жажду людскую и он не считал, сколько источников знания ему для этого понадобилось открыть.
Ну, а хан Мамай, скажем, мог из лысогорского источника пить воду — в смысле, в город на берегу Конки, он заглядывал? Вот, что на это ответили ученые люди:
столица Мамая, который ханом никогда не был, потому что происходил не из монгол, а из кипчаков [в частности, из рода Кийян], находилась неподалеку – на днепровских Кучугурских островах. Перед разливом Каховского моря там были проведены раскопки, в ходе которых археологи нашли мамаевскую мечеть. Огромную, размером 20 на 40 метров. Вполне возможно, что подобная мечеть находилась и на ореховской Лысой горе. Ну, а заглядывал ли Мамай на Лысую гору… В принципе, конечно, он мог там бывать. И Тохтамыш мог, и Тамерлан, которые как раз и разрушили степные города, исполнив волю Чингисхана.
А куда ж население из разрушенных городов куда подевалось, известно? Вероятно, часть горожан — славяне, ушли за Днепр.
И начали со временем строить козацкие Сечи. Таким образом, запорожское Лысогорье сыграло в конечном счете очень важную роль в истории Украины славной.
Здесь был город Семи мечетей
Обломки керамики, найденные на Лысой горе
Раскопки на Лысой