19 января православные отмечают один из самых древних праздников христианской церкви – Крещение Господне или Святое Богоявление. Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие или Крещенский Сочельник.
Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица – Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Это день называют еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.
«При этом если Крещение водой знаменует собой очищение покаянием, то крещением Духом Святым в виде огненных языков, является для нас испытанием на нашу христианскую верность, – напоминает Его Высокопреосвященство. — Благодаря таинству Крещения каждый из нас становится членом Церкви Христовой, причастником благодатной жизни, облекаясь в благодать Божью для жизни святой, жизни по Евангелию. Апостол Павел говорит: « Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Господь приходит в мир ради каждого из нас, чтобы научить нас любви, чтобы избавить нас от греха. Мы радуемся празднику Богоявления, потому что становимся свидетелями Божьей любви, действенного снисхождения Бога к человеку, события, изменяющего сердце человека, указывая ему на свойства Бога – доброту и милосердие. Человека, желающего жить новой, чистой, духовной жизнью, Господь наделяет дарами и плодами для служения людям. А какие это плоды и дары? «Плод духа, — как говорит апостол Павел, — есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» Если мы Христовы распяли плоть со страстями и похотями, мы живем духом и по духу поступать должны, потому что Дух состоит во всякой благости, праведности и истине».
По словам Его Высокопреосвященства, праздник Богоявления должен стать временем очищения, вразумления, понимания и постижения учения Христа.
«Принимайте Дух Святой в таинствах Церкви. Ведь это не священники совершают эти таинства, они лишь орудия в руках Божьих. Таинства потому и называются таинствами, что мы не видим, как Бог являет Свою благодать. Но Благодать – это одновременное сочетание и деяния, и силы. Горите нашей верой, свидетельствуйте о ней каждым своим словом, каждым своим поступком, каждым прожитым днем», – пожелал владыка.
После совершенного чина Великого освящения воды, Его Высокопреосвященство поздравил всех с праздником и попросил своих духовных чад никогда не забывать, для чего совершается освящение воды.
«Эта вода получила Божественную энергию, освятилась и будет напоминать нам о пути, которым шел наш Господь, и который каждый для себя выбирает сам. Как сам выбирает, что делать с водой, принесенной из храма. Одним она нужна, чтобы справиться с болезнями, укрепить тело и душу, другим – окроплять дом, квартиру, рабочее место. Но при этом мы не должны забывать, что святая вода способна привести к желаемым переменам, если мы сами будем духовно перерождаться, станем изменять себя к лучшему, избавляясь от грехов».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви