«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».
«Когда Христос называет нас стадом, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство с разъяснения Священного Писания, – Он вовсе не желает нас оскорбить или унизить. Господь хочет одного – люди должны понимать то, о чем Он говорит. Причем не отдельные слова, а смысл всего сказанного Им. Из-за буквализма, то есть понимания отдельных слов и фраз рождались ереси и заблуждения как в прошлые века, так и сейчас. Ошибка эта особенно опасна, потому что ложное мнение прикрывается авторитетом Священного Писания. Суть буквализма предельно проста: человек находит слова и выражения, которые ему выгодны и которые, как ему кажется, «подтверждают» его взгляды. Сложился устойчивый набор цитат, который можно назвать золотым фондом современного буквализма: написано «не делай изображений», а вы, православные, делаете иконы; сказано никого не называй отцом, а у вас в храме каждый второй – отец; сказано «не убивай», а вы благословляете воинов и молебны служите и так далее.
Конечно же, Господь, использует сравнения, которое наиболее понятны. Даже сейчас на Святой Земле, многие живут исключительно благодаря тому, что держат стада овец и коз. Жизнь целых семей и даже поселений напрямую зависит от того, насколько хозяин заботится о своем стаде. Христос называет Свой народ стадом, чтобы овцам уподобить незлобие наше, доверчивость нашу и зависимость от воли Пастыря. Называет нас агнцами, чтобы простота ума нашего была подражанием простой природе агнцев. Господь, конечно же, для нас Пастырь добрый, а мы для Него являемся стадом. Он настолько нас возлюбил, что пошел на страдания ради нас. Он принял позорную смерть, чтобы спасти нас. Нам же надлежит слышать голос Его и быть единым стадом.
Сегодня мы вспоминаем 265 лет со дня перенесения мощей святителя Дмитрия, митрополита Ростовского. Он наш земляк, из-под Киева. Всю свою жизнь посвятил Богу. Мы его знаем как выдающегося духовного писателя, агиографа, проповедника, педагога. Но прославляем мы его не за эти его достоинства, а за его веру и преданность Христу. Он часто сталкивался с ересью в своей епархии. Выступал против заразы ереси. Если обычная зараза имеет свои симптомы и проявляется явно и быстро, то заразу ереси не всегда можно диагностировать быстро, её признаки проявляются не сразу, их трудно определить. Подобно тому, как под овечьей одеждой скрывается волк, так и те, кто облекается во имя Христово, Христовыми на самом деле не являются. Они не идут путем Христа, а напротив, предают Его. Утверждая, что в Церкви, построенной по национальному признаку, ничего крамольного нет, они способствуют расколу Церкви, а значит, тем самым раздирают тело Христово. Церковь – это богочеловеческий организм.
«Церковь дышит единым дыханием», – писал Климент Александрийский. Это образное выражение указывает на то духовно-нравственное единство, которое скрепляет членов христианской Церкви. О единстве Церкви как Тела, Главой которого является Христос, а членами все христиане, неоднократно говорил в своих Посланиях апостол Павел. Таким образом, все то, что ведет к нашему разделению, легко делается по наущению дьявольскому. Христос нам сегодня говорит: «Как Я в вас, так и вы во Мне». Мы все объединены Христом, и разделять Христа невозможно».
В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал хранить единство во Христе, и тогда все непонимания внутри нас, внутри стада Христова, будут устранены.
«Все что ведет к разъединению, не является путем Христа, лишь только наше единство может свидетельствовать о Христе. Достичь которого можно лишь пониманием слова Божьего, не отдельных слов или фраз, а всего Евангелия. Соблюдением наставлений и заповедей Христовых, главной из которых является заповедь любви. Чтобы мы возлюбили друг друга той самой любовью, какой Он возлюбил Своих учеников, подтверждая все своими добрыми делами, и тогда нам никакие ереси и расколы не страшны».
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ