Бог-Отец, создавая Свое любимое творение – человека, желал одного – жить с ним в любви. Он надеялся, что Адам, созданный по Его образу и подобию, станет примером благодарной сыновней любви, будет любить Своего Отца так же, как любой отец любит свое дитя. Адам же превратился в своевольного, глупого и жестокого, но от этого не переставшего для любящего Отца быть любимым. Именно для того, чтобы вернуть человеку способность любить Бога, в мир пришел Христос, ставший для человечества примером настоящей преданной сыновней любви.
«Мы вновь стоим на пороге новой жизни, — как напомнил своей проповедью Его Высокопреосвященство. — Накануне величайшего события, которое призвано вернуть нам утерянный нами же дар – дар любить Бога. С рождения Христа для нас началась новая эра – эра любви. Рождается Сын Человеческий, чтобы показать, что этот мир может быть другим – наполненным светом разума, любви и доброты. Нам же для этого нужно лишь одно – подражать Христу, следовать за Ним, исполняя Его заповеди. На смену тьме, в которой пребывал грешный человек, приходит свет, приходит Христос, чтобы исцелить души и дать великую надежду – научить нас любви. Все мы грешны перед Господом, потому что отвергли Его любовь, но не требует Он от нас, приходя в этом мир, ничего невозможного, лишь осознать свою провинность и попросить прощения. Чего больше всего хотят родители? Они хотят, чтобы дети, которые нарушают запреты, бывают капризны и своенравны, любили бы их так, как любят они. И если бывают в чем-то виноваты, не забывали просить прощения. И нет такого проступка, из-за которого родительское сердце оставалось бы навеки холодным и безучастным к мольбам ребенка. Бог приходит в мир в образе Человеческом, чтобы мы смогли по благодати Его вернуть себе дар любви, чтобы дать нам шанс достичь нравственного совершенства и Царства Небесного. Господь приходит в мир искупить наши грехи добровольной крестной мученической жертвой, чтобы мы получили прощение от Бога. Подготовка к Рождеству Христову – это время, когда каждый человек должен по-новому осмыслить свою жизнь. Волхвы пришли к яслям не с пустыми руками, принесли Младенцу дары. Но ведь всё, что имеет человек в своей жизни – все дано ему Богом, а значит, всё, что мы можем принести в качестве подарка, у Бога уже есть, кроме одного – нашей любви к Нему. Приближаясь к великому дню, к этому великому чуду – пришествию в мир Бога по плоти, я желаю, чтобы каждый из нас, живя по заповедям Божьим, смог приблизиться к Господу, и подобно волхвам принести в дар свое чистое, наполненное любовью сердце».
В заключение Владыка пожелал своим духовным чадам укрепляться в вере и любви к Богу, не прилепляться к тому злу, которое творится в нашей жизни, ибо враг рода человеческого не дремлет.
«Сейчас многие говорят о Христе. Но кто они? Разве есть любовь среди этих людей? А раз нет любви, то все эти разговоры ни к чему созидательному не приведут. Вся история человечества нас учит этому. Все, что делается без любви, лишено всякого смысла. Кто может сказать, что в революциях, социальных потрясениях, войнах, во всем том, что делается без любви, есть какой-то смысл? Бог есть любовь. Вот почему именно любовь является для нас самым благословенным из Его проявлений, самой бесценной человеческой добродетелью. Еще Иоанн Богослов в своем послании говорил, что «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Если необходимо описать христианский характер одним словом, то, пожалуй, ярче всего это можно сделать словом «любовь». Трагичность переживаемых нами с вами событий как раз в том и состоит, что любви нет даже там, где она обязана быть – в сердцах служителей Константинопольской Церкви. Правда, такое уже было однажды, в церквах древнего Коринфа. В Коринфе не хватало любви. Духовные дары были налицо, было и верное учение, по крайней мере, для большинства из них, но любви у них не было. Оказывается, что легче быть правоверным, чем любящим. Создается впечатление, легче быть активным в церковной работе, чем проявлять любовь. И все же, самое главное, чего Бог требует от человека, именно любовь. И именно против любви направлены главные нападки врага рода человеческого. Укрепляйтесь в любви, прощайте врагов ваших. Помните, что любой грех – это нарушение закона любви. Если человек грешит, он просто не сможет любить так, как заповедал Христос – без ожидания благодарности, терпеливо снося наветы и оскорбления, прощая всем их недостатки и слабости».