«Сегодняшние слова апостола Павла о том, что мы – тело Христово, а порознь – члены, произнесённые им по отношению к Коринфянам, – сказал Его Высокопреосвященство, – в равной степени относятся и к нам с вами.
Они напоминают нам о том, чему учил Господь наш Иисус Христос. Он учил покаянию, учил о жизни вечной, но еще учил единству. Вспомните Его молитву! «Пусть все они будут едины и пусть они будут в Нас, как Ты, Отец, во Мне…» Давайте поразмышляем над этими словами. Наши оппоненты могут сказать, что тело едино, потому что оно по природе создано единым. А как быть со всеми нами? Ведь мы все разные. Неужели всё это многообразие людей может составить единство с Христом? Неужели мы можем быть едины через Него с Богом? А разве наше желание соединиться с Самим Господом в таинстве Евхаристии не дает нам такую возможность? Да, по воле своей человек может хотеть соединиться с Господом, но соединится ли он по природе своей? Мало быть едиными по воли, нужно еще стать едиными по природе. По своей природе мы имеем дух, душу и тело. И только Дух Святой, который нисходит на каждого из нас соединяет нас в Таинстве Евхаристии, делает нас едиными по природе. И это право мы получаем благодаря Таинству Крещения, где заново рождаемся для единства с Богом. Очистившись в Таинстве, наша душа, а значит, и наша природа, получает возможность соединиться с Господом. Мы приобретаем свою естественную первозданную природу, которая была повреждена земным грехом. Но что дает нам единство с Христом? Почему мы так желаем и стремимся к этому? Только наше единство с Богом во Христе открывает нам двери в Царствие Небесное. Таинственное единство, установленное между нами и Отцом во Христе, ощущение священного присутствия Бога и слияние с Ним, открывает Царство Божье в нас. Находя Христа, мы, таким образом, находим себя, познаём, кем мы должны быть в этой жизни. Поэтому звучащие из уст некоторых богословов слова о том, что причаститься может каждый желающий, являются, по меньшей мере, кощунством. Только в Таинстве Крещения наша природа становится соответствующей Божественной природе. Без Таинства Крещения, без очищения души, не может быть никакого единства с Богом. Но тайна Божия о нашем единстве с Ним шире и глубже, чем просто Причащение от одной Чаши. Только духовное единение друг с другом во Христе, помогает ощущать себя Его востребованной частью. Быть едиными во Христе, называть друг друга братьями и сестрами во Христе, – есть ли что-то в мире выше и значительнее этого? Христос призывает нас быть едиными с Ним, потому что в этом единстве заключена вся Его любовь к нам. Христос не может вместиться в одного человека, поэтому напоминает: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них…»
Поздравляя с праздником, владыка пожелал просить у бессребреников Божьих чистоты душ наших, а не только избавления от телесных недугов.
«Попросим, чтобы наши природы были едины во Христе. Чтобы наша природа соответствовала Божественной. А это станет возможным, когда не будет в нас греха. Это тяжело, очень тяжело. Если бы это было так легко, то не надо было приходить Христу, не надо было страдать Ему и воскресать. Зная наши страдания, зная нашу борьбу с грехом, Он приходит, чтобы укрепить каждого из нас. Посылает нам примеры для подражания. Взирая сегодня на образы святых Космы и Дамиана, будет стараться учиться у них любви и готовности помогать ближним. Помогать всем, чем мы только можем. Иной раз улыбка и слова поддержки способны спасти человека от отчаяния. В каком бы положении не находился человек, он должен знать, что мы все одной природы, что мы соединены во Христе Иисусе, а через Него мы соединяемся и с Самим Богом. Будем дорожить этим родством и направлять свою волю для того, чтобы очистить нашу природу и сделать её единой с Богом».