Поздравляя своих духовных чад с праздником, Его Высокопреосвященство особо подчеркнул непреходящее значение духовной свободы в жизни человека.
«В день, когда святая Церковь совершает память святого апостола Иакова, брата Господня, мы вновь слышим, казалось бы, незначительный эпизод о первом возвращении апостола Павла спустя три года в Иерусалим. Но мы знаем, что ничего незначительного или малозначительного в Священном Писании для нашего спасения нет. Так в чем же душеспасительный смысл этого рассказа? После того, как тогда еще Савл получил откровение от Бога, он, по его собственному признанию, «не стал советоваться с плотью и кровью», не пошел навстречу апостолам в Иерусалим, а пошел в Аравию, чтобы там благовествовать о Христе. И вот теперь он возвращается, чтобы повстречаться с апостолами Петром и Иаковом, братом Христа по плоти. Зачем он так поступил? А сделал он это, чтобы показать свое уважение. Церковь называет его первоверховным. Но разве можем мы где-нибудь встретить, чтобы он восхвалялся своей административной или духовной властью? Да, будучи гонителем учеников Христа, он имел власть казнить и постоянно демонстрировал её, угрожая христианам убийством. Но стоило ему услышать: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», как все сразу изменилось. До этого он был гражданином Римской империи. Как он сам о себе говорил: «Я – римский гражданин». Быть в то время гражданином великого государства, занимающего полмира, означало иметь не только большие привилегии, но и большую власть. И вот от всего этого он отказывается, чтобы обрести христианскую свободу, которую не способны ограничить ни Синедрион, ни сенат, ни патриции, ни воля самого императора. Он обрел свободу, которая не предполагает ни произвола, ни своеволия. Апостол Павел становится равным среди равных. Нам трудно представить, чтобы кто-то из апостолов приказывал другому, как ему следует поступать. Ни одного упоминания об этом мы нигде не найдем. Вчерашний гонитель Церкви Христовой встречается с апостолом Петром и проводит с ним пятнадцать дней в дружеских беседах. Все это свидетельствует не только об их дружеских отношениях, но о духе единства, который пребывал между апостолами. Церковь назвала их первоверховными. Но это верховенство было верховенством не власти, а чести. Их можно еще назвать по-настоящему свободными людьми, поскольку они обладали той свободой, которую дает Христос. Это свобода от греха, от страстей и пороков. Верующий человек, который отдает себя полностью под водительство Духа, становится свободным, потому что побеждает то, что остается у него от греховной плотской природы, от всего того, что отделяет нас от Бога. Это не только плотские грехи, но и вражду, раздор, своекорыстие, зависть и другие грехи. Человек, ведомый Духом, приносит духовные плоды, которые характеризуют его новую жизнь с Богом: любовь, радость, мир, стойкость, доброту, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Человек, у которого есть плод Духа, не нуждается в инструментах регулирования и внешнего воздействия на свою жизнь».
Сегодняшний праздник, как сказал еще владыка, свидетельствует нам о духовном единстве, которое должно быть между всеми, кто исповедует Христа.
«Каждый, кто имеет дерзновение подойти к чаше для причащения Крови и Плоти Христовой сегодня и во все остальные дни должен ощущать это единство во Христе. Должен иметь апостольскую твердость. Апостола Иакова искушали, как сейчас искушаемы многие из нас. Но он не поддался. Как нам сегодня не хватает этой стойкости. Кто-то скажет, что мы немощны и не имеем тех сил, что были у апостолов. Да, мы слабые. Но мы слабые только в одном – в борьбе с грехом. Слабые в том, чтобы искоренять грехи в своих сердцах. Желаю каждому из вас иметь духовную свободу, которой обладали апостолы и их духовную силу. Эту силу можно приобрести в подражании им. Учитесь у них кротости и смирению, искренним, душевным и дружеским отношениям. Учитесь у них любви. Апостол Иаков учит нас, чтобы мы подтверждали свою веру добрыми делами. И пока мы не научимся этому, наша вера будет тщетной. Добрые дела – это не только милостыня, а и борьба против собственной духовной лени, борьба со всем, что отвлекает нас от Бога. Христос подарил нам безграничную свободу. Так неужели мы так и останемся рабами своих страстей и недостатков? Господь дает нам возможность жить достойно и красиво, а мы на что тратим свои силы? На вражду, на зависть и ненависть, на выяснение отношений и войны? Современный человек воспринимает свободу как вседозволенность, своеволие и произвол. Она ему нужна, чтобы грешить. Нам же свобода нужна для борьбы со грехом, которая не прекращается никогда, и не должна прекращаться – ни днем, ни ночью, чтобы принести нам самое желанное и высшее благо – соединением с Богом».