«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших».
«Эти слова апостольского послания вновь заставляют нас задуматься над нашей беспокойной и стремительной жизнью, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство. — Задуматься над тем, что нас ждет впереди. Только ли встреча Нового года? А впереди нас ждет встреча с Господом. На эту встречу, как известно, не бывает опозданий, но бывают опоздавшие. И такой опасности мы сами себя подвергаем ежедневно и ежесекундно нашим нерадением и нашей беспечностью. Нам вечно кажется, что еще рано, что еще мы успеем подготовиться. Как говорил один персонаж: «Да, человек смертен, но это еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус». Никто в гости к Богу не хочет быть среди опоздавших, но тогда почему такая детская беспечность? Почему мы так легкомысленно отказываемся от возможности войти в покой, не в ту землю обетованную, но в истинный покой Божий. Но что же такое покой Божий? Кто из нас может сказать, что он совершенно спокоен? Кто-то скажет, что он бывает спокоен на службе, потому что на некоторое время нас покидают житейские проблемы. Мы получаем утешение от тех скорбей и болезней, которые нас преследуют на жизненном пути. Но стоит выйти за ворота храма, как мы вновь в них погружаемся. Всем свойственно состояние душевного непокоя. Все мы проходим здесь на земле испытания. Но как мы их проходим? Благодарим ли мы за них Господа? Или мы проходим их с ропотом, нерадением? Святые отцы нас учат, предупреждают, что ропот на посланную скорбь есть ропот на Бога, пославшего эту скорбь. Вот почему они никогда не роптали, а только благодарили Бога. И чем более усиливались страдания, тем более они благодари Бога. А стоило пройти болезням и страданиям, как они тут же начинали просить Бога послать их, полагая, что таким образом Он их оставил. Но тут важно не перейти грань благоразумия. Все должно идти нам на пользу, а не во вред».
Испытания, которые выпадают на нашу долю, по словам Его Высокопреосвященства, не поддаются человеческой логике, потому что это логика Бога, которой мы можем только подчиняться.
«Каждому человеку на земле Господь дает шанс войти в Его покой. Каждый из нас может войти в радость Господа нашего. Но как не опоздать сделать это? Прежде всего, перестать думать, что у нас есть еще время и есть еще другие возможности кроме тех, о которых говорит Господь. Нужно научиться видеть в испытаниях проявление любви и милости Божьей. Но как научиться этому? Как научиться видеть Божью любовь через страдания? Как прочитать глазами, полными слёз, слова любви, которые говорит нам Господь? Нам трудно, а вернее, мы просто не в состоянии понять, что Господь всех нас любит. Как можно это принять и в это поверить, когда видим вокруг столько горя и страданий – на войне, в больницах, в приютах, на кладбище, среди разочарований и предательств. Как понять, что Бог любит нас, несмотря на все страдания, которые Он нам посылает? Мы привыкли к тому, что, если нас любят, то делают нам что-то приятное – например, дарят конфеты, игрушки, подарки, приглашают в гости. Только такие действия для нас являются показателями любви. А тут такая странная любовь через посылаемые страдания. Но какой бы странной не казалась любовь Божья, только она по-настоящему способна утешить и вселить надежду на вечное блаженство. Человеку попросту нужно задуматься над другим. Ему следует наконец-то понять, что все его несчастья это его осознанный выбор, это его желание жить и строить свою жизнь без Бога. Бог не желает нам бед, Он не хочет видеть наших страданий. Он желает видеть нас счастливыми и всегда ждет в гости как самых дорогих и желанных гостей. А гости почему-то не торопятся и придумывают массу причин, чтобы не идти вовсе. Господь нас никогда не оставляет и всегда готов утешить. Так пусть же в будущем году Божья радость и Божье утешение никогда не оставляют наших сердец».