Карантин для недільної школи став справжнім викликом, вона виявилася зовсім не готовою до роботи в нових умовах. А може і не треба було? Почекати, поки все закінчиться? Та й самим потрібно було розібратися — зі своєю розгубленістю і сумом? А можна було б взагалі щось зробити? Що виявив карантин? Які висновки потрібно зробити? І взагалі чи потрібно щось змінювати? І як поводитися, якщо щось подібне трапиться знову?
Разговор о карантине в воскресной школе продолжает Павленко Ирина Ивановна,
руководитель воскресной школы «Радость моя» храма прп. Серафима Саровского г. Мелитополя
Прежде чем начать разговор на эту тему, давайте совершим небольшой экскурс в историю и поймем, что это случилось не в первый раз. Первоначально слово «карантин» означало «время, из сорока дней состоящее» (итал.). Оно появилось впервые в XIV веке в Венеции и обозначало время для отсрочки входа в порт кораблей, прибывающих из других стран. И только в конце XVIII века появилось второе значение этого слова – «дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое».
Первые упоминания карантинных мероприятий встречаем еще в Ветхом завете: «Во все дни, доколе, на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:46)
Первый карантин на Руси был в 1521 году в Пскове во время эпидемии чумы. И карантинные меры были очень строгие — заразные жилища сжигались, не соблюдающим карантин грозила виселица.
Что же изменилось с тех пор? Сейчас, спустя полгода, можно и порассуждать на эту тему. А тогда, в конце марта 2020 года? Начало Великого поста. Накопившаяся усталость, а впереди еще столько дел! И вдруг – остановка! Даже не верилось, что такое может быть! Тот ритм, в котором мы жили, не каждый мог выдержать. Наша воскресная школа небольшая — 15 человек, но мы участвовали практически во всех епархиальных проектах и проектах мелитопольского благочиния. Плюс жизнь внутри храма и школы. И так в течение нескольких лет. И вдруг – тупик. Приехали. Карантин. Куда идти дальше? Что делать? Осмотрелись. Стало понятно, что не все так плохо. Оказывается, непредусмотренный тупик может стать началом нового пути.
Перед глазами стоит книга Бориса Ширяева «Неугасимая лампада». Автор описывает тяжелую жизнь узников Соловецкого лагеря 1920-х годов, полную страданий, лишений, но вместе с тем и неугасимого света надежды.
Милостью Божией я могла посещать все постовые службы, читать на клиросе, исповедоваться, причащаться, больше уделять внимания своим родным и близким. Так, с одной близкой родственницей, которой 71 год, решили пройти краткий курс церковнославянского языка. Занимались 2 раза в неделю. И уже к концу поста она читала Псалтирь на церковнославянском.
Понемногу жизнь начала налаживаться. В конце туннеля показался свет. Вот тут-то и появилось поле деятельности. То, до чего никак не доходили руки, дождалось своего звездного часа. В онлайн режиме стали готовиться к защите детской исследовательской работы. Ожила работа над методической разработкой «Свидетели веры. Новомученики и исповедники земли Запорожской». К Пасхе изготовили стенд «Древо. Святые земли Запорожской». Создали Viber-группу с воспитанниками воскресной школы и их родителями. И это за время 40-дневного карантина!
После Светлого Христова Воскресения наступило послабление. И как на полянке, пригретой весенним солнышком, появляются первые цветочки, так и в нашей воскресной школе наступило потепление. Мы с детьми смогли закончить все наши проекты, совершили три тематические паломнические поездки, потрудились в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре.
А потом работа в мини-лагере «Росток» при монастыре прп. Саввы Освященного, семидневный Почаевский крестный ход (более 200 км), семинар в Геническе…
Вот и пришло время ответить на поставленный вопрос: что же такое карантин для воскресной школы? В связи с этим вспоминаются слова старца Зосимы (Сокура): «В жизни нет тупиков – это все наша зацикленность на себе и на своих проблемах».
Трудно сказать, какой будет воскресная школа в дальнейшем. Думаю, что она будет менее публичной. На это есть масса объективных и субъективных причин. Но однозначно то, что мы вступаем в новый формат. Жизненный опыт показал, что в онлайн режиме неплохо могут проходить индивидуальные занятия. В отличие от общеобразовательной школы воскресная школа полностью перейти в режим онлайн не сможет. И надо ли? Ведь тогда, по сути, она утратит свое назначение. А что касается педагогов, то на мой взгляд, это должен быть отряд быстрого реагирования. Нужно использовать любую малейшую возможность для реализации своих программ.
Свои размышления хочу закончить известной цитатой мыслителя Древней Греции Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить водой, а факел, который нужно зажечь.» А чтобы зажечь, нужно гореть самому.